Дети — жертвы пороков взрослых - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 15-сен-2021, 10:30

Дети — жертвы пороков взрослых - « Как воспитывать ребенка»


В Москве на Болотной площади в 2001 году установили неоднозначный памятник. В центре композиции — мальчик и девочка с завязанными глазами, а вокруг них — символические пороки в образе уродливых фигур — насилие, сексуальная распущенность, злоупотребления различными веществами, жадность, безразличие и другие. Таким образом скульптор Михаил Шемякин показал, что порочное поведение каждого из нас развращает детские души.


«Они же ничего не понимают»


Мы часто думаем, что воспитание состоит в том, что говорят детям взрослые и какие правила устанавливают. В некоторой степени это действительно так: до пяти лет ребенку важнее то, что родители говорят, а не что делают. Но после пяти лет все меняется, и на первый план выходят действия. Если вы говорите, что нужно есть овощи и фрукты, а сами едите сладости и сосиски, то и ребенок, глядя на вас, выберет вредную еду.


Ребенок все видит, все понимает и все усваивает. Именно наше поведение в большей степени влияет на формирование мировоззрения и на характер ребенка, а не наши слова. Изменения в поведении взрослого приводят и к изменениям в поведении ребенка, поэтому воспитание стоит начать с себя.


Чем больше наши слова расходятся с делами, тем больше травмируется психика ребенка. Например, если мы говорим детям о пользе брокколи и сами с удовольствием едим эту капусту, лишь иногда позволяя себе пирожок или конфету, то нормальным для ребенка станет аналогичный паттерн: много полезной еды и чуть-чуть вредной. А если мы тайком объедаемся сладостями или отказываем себе во всем, чтобы съесть кусок торта, в будущем это может привести к расстройствам пищевого поведения и у ребенка.


Конечно, невозможно предсказать, как именно отразятся наши пороки на будущем детей, но общие закономерности есть. Посмотрим на них внимательнее.


Безразличие и гиперопека


Удивительно, но эти пороки идут рука об руку и приводят к схожим последствиям. И в первом, и во втором случае родители не выполняют свои обязанности и демонстрируют ребенку, что мир — небезопасное место. Только в случае равнодушия и пренебрежения ребенку не на кого опереться, а чрезмерная опека закрывает от него мир и настоятельно доказывает, что он ничего не может сделать самостоятельно.


Что в итоге? Если дети не учатся нормальному взаимодействию с миром, то не будут доверять другим, застрянут в позиции ребенка, не смогут принимать адекватные решения и не будут понимать, чего хотят от мира и жизни.


Невежество и псевдознания


«Зачем учиться, если сейчас все можно нагуглить за 5 минут?» – многие взрослые, а следом за ними и дети уверены, что академическое образование уходит в прошлое, а актуальными становятся навыки работы с информацией и критическое мышление. Но никто не задается вопросом — как без базовых знаний проверять статьи из интернета на достоверность и соответствие научной картине мира?


Следствием отказа от традиционного образования можно назвать приверженность псевдонаучным теориям. Мол, академики и ученые скрывают, а на самом деле пирамиды построили высокоразвитые цивилизации.


К чему это приведет? К отсутствию того самого личного мнения и приверженности к альтернативным знаниям. И если вера в построивших пирамиды пришельцев в целом безвредна, то доверие всевозможным проходимцам может иметь самые серьезные последствия и для здоровья, и для кошелька. Кроме того, человек без сильных базовых знаний легче поддается всевозможным манипуляциям и обману. Не имея навыков критического мышления, он становится легкой жертвой абьюзеров, мошенников и аферистов.


Насилие и эксплуатация


Защиту от любого вида насилия гарантирует Декларация прав ребенка. Однако на деле дети часто сталкиваются с разного рода жестокостью. Оно проявляется в психологическом давлении, физических наказаниях и покушениях на половую неприкосновенность. Любое насилие травмирует ребенка, и чем дольше он находится внутри этой ситуации, тем более тяжелыми будут последствия для психики.


Но страшно не только насилие по отношению к ребенку. Если он живет в окружении постоянной жестокости, например, мама часто ругается или одноклассники издеваются над одним из учеников, то это тоже травмирует и приводит к самым страшным последствиям — черствости и равнодушию, жестокости, манипулированию, отсутствию эмпатии, перекладыванию ответственности и неумению строить здоровые отношения с другими людьми.


Алкогольная и наркотическая зависимости


Ни для кого не секрет, что алкогольная и наркотическая зависимости разрушают не только тех, кто страдает от этих зависимостей, но и членов их семей. Жизнь с таким человеком похожа на эмоциональные качели — никогда не знаешь, что тебя ждет и как все изменится через 10 минут. Кроме того, дети из семей алкоголиков и наркоманов часто страдают от недостатка самого необходимого — одежды, еды, книг.


Есть вполне очевидные последствия — дети из семей с зависимостями зачастую продолжают путь родителей и тоже начинают употреблять наркотики и страдают от алкоголизма. Но даже если ребенку хватило силы воли отказаться от отравляющих веществ, это еще не значит, что злоупотребления родителей никак на нем не сказались. Зависимости родителей делают мир ребенка нестабильным и небезопасным со всеми вытекающими — недоверием, инфантилизмом, низкой самооценкой и так далее.


Сексуальная распущенность и ханжество


Секс — неотъемлемая часть жизни любого человека. И, конечно, мы должны говорить с детьми о сексе и заниматься его сексуальным воспитанием. Но слишком много информации (особенно когда ребенок не готов получать ее в этом объеме или в этом виде), как и полное ее отсутствие не слишком хорошо сказывается на психологическом здоровье ребенка.


Если родители обсуждают сексуальную жизнь в присутствии ребенка или рассказывают ему о сексе со всеми физиологическими подробностями, то это приводит к травме, отвращению к этой сфере жизни, отсутствию границ, небезопасным отношениям, заболеваниям и изнасилованиям. Когда ребенок вообще ничего не знает про эту сферу жизни, то считает ее стыдной и «грязной», потому отказывается от нее, легко становится жертвой насильников (в том числе и по принуждению) и не рассказывает родителям, если кто-то из взрослых покушается на его половую неприкосновенность.


Нарушения закона


Нарушения закона бывают самыми разными — от перехода дороги в неположенном месте и воровства до мошенничества и неуплаты налогов. В этом случае именно наше поведение служит для ребенка ориентиром. Мы можем сколько угодно говорить, что нельзя нарушать правила дорожного движения, превышая скорость и обгоняя через сплошную — ребенок будет вести себя соответствующе.


Это приводит к отсутствию границ, морально-нравственных ориентиров, серьезным нарушениям закона и может (как в случае с ПДД или ограблением) угрожать здоровью, свободе и даже жизни.


Конечно, мы не можем защитить детей ото всех опасностей этого мира. Да мы и не должны этого делать. Самое важное — стать для них хорошим примером и отказаться (ну или хотя бы минимизировать) собственные пороки. Только в этом случае у детей появится надежда на лучшее будущее.


В Москве на Болотной площади в 2001 году установили неоднозначный памятник. В центре композиции — мальчик и девочка с завязанными глазами, а вокруг них — символические пороки в образе уродливых фигур — насилие, сексуальная распущенность, злоупотребления различными веществами, жадность, безразличие и другие. Таким образом скульптор Михаил Шемякин показал, что порочное поведение каждого из нас развращает детские души. «Они же ничего не понимают» Мы часто думаем, что воспитание состоит в том, что говорят детям взрослые и какие правила устанавливают. В некоторой степени это действительно так: до пяти лет ребенку важнее то, что родители говорят, а не что делают. Но после пяти лет все меняется, и на первый план выходят действия. Если вы говорите, что нужно есть овощи и фрукты, а сами едите сладости и сосиски, то и ребенок, глядя на вас, выберет вредную еду. Ребенок все видит, все понимает и все усваивает. Именно наше поведение в большей степени влияет на формирование мировоззрения и на характер ребенка, а не наши слова. Изменения в поведении взрослого приводят и к изменениям в поведении ребенка, поэтому воспитание стоит начать с себя. Чем больше наши слова расходятся с делами, тем больше травмируется психика ребенка. Например, если мы говорим детям о пользе брокколи и сами с удовольствием едим эту капусту, лишь иногда позволяя себе пирожок или конфету, то нормальным для ребенка станет аналогичный паттерн: много полезной еды и чуть-чуть вредной. А если мы тайком объедаемся сладостями или отказываем себе во всем, чтобы съесть кусок торта, в будущем это может привести к расстройствам пищевого поведения и у ребенка. Конечно, невозможно предсказать, как именно отразятся наши пороки на будущем детей, но общие закономерности есть. Посмотрим на них внимательнее. Безразличие и гиперопека Удивительно, но эти пороки идут рука об руку и приводят к схожим последствиям. И в первом, и во втором случае родители не выполняют свои обязанности и демонстрируют ребенку, что мир — небезопасное место. Только в случае равнодушия и пренебрежения ребенку не на кого опереться, а чрезмерная опека закрывает от него мир и настоятельно доказывает, что он ничего не может сделать самостоятельно. Что в итоге? Если дети не учатся нормальному взаимодействию с миром, то не будут доверять другим, застрянут в позиции ребенка, не смогут принимать адекватные решения и не будут понимать, чего хотят от мира и жизни. Невежество и псевдознания «Зачем учиться, если сейчас все можно нагуглить за 5 минут?» – многие взрослые, а следом за ними и дети уверены, что академическое образование уходит в прошлое, а актуальными становятся навыки работы с информацией и критическое мышление. Но никто не задается вопросом — как без базовых знаний проверять статьи из интернета на достоверность и соответствие научной картине мира? Следствием отказа от традиционного образования можно назвать приверженность псевдонаучным теориям. Мол, академики и ученые скрывают, а на самом деле пирамиды построили высокоразвитые цивилизации. К чему это приведет? К отсутствию того самого личного мнения и приверженности к альтернативным знаниям. И если вера в построивших пирамиды пришельцев в целом безвредна, то доверие всевозможным проходимцам может иметь самые серьезные последствия и для здоровья, и для кошелька. Кроме того, человек без сильных базовых знаний легче поддается всевозможным манипуляциям и обману. Не имея навыков критического мышления, он становится легкой жертвой абьюзеров, мошенников и аферистов. Насилие и эксплуатация Защиту от любого вида насилия гарантирует Декларация прав ребенка. Однако на деле дети часто сталкиваются с разного рода жестокостью. Оно проявляется в психологическом давлении, физических наказаниях и покушениях на половую неприкосновенность. Любое насилие травмирует ребенка, и чем дольше он находится внутри этой ситуации, тем более тяжелыми будут последствия для психики. Но страшно не только насилие по отношению к ребенку. Если он живет в окружении постоянной жестокости, например, мама часто ругается или одноклассники издеваются над одним из учеников, то это тоже травмирует и приводит к самым страшным последствиям — черствости и равнодушию, жестокости, манипулированию, отсутствию эмпатии, перекладыванию ответственности и неумению строить здоровые отношения с другими людьми. Алкогольная и наркотическая зависимости Ни для кого не секрет, что алкогольная и наркотическая зависимости разрушают не только тех, кто страдает от этих зависимостей, но и членов их семей. Жизнь с таким человеком похожа на эмоциональные качели — никогда не знаешь, что тебя ждет и как все изменится через 10 минут. Кроме того, дети из семей алкоголиков и наркоманов часто страдают от недостатка самого необходимого — одежды, еды, книг. Есть вполне очевидные последствия — дети из семей с зависимостями зачастую продолжают путь родителей и тоже начинают употреблять наркотики и страдают от алкоголизма. Но даже если ребенку хватило силы воли отказаться от отравляющих веществ, это еще не значит, что злоупотребления родителей никак на нем не сказались. Зависимости родителей делают мир ребенка нестабильным и небезопасным со всеми вытекающими — недоверием, инфантилизмом, низкой самооценкой и так далее. Сексуальная распущенность и ханжество Секс — неотъемлемая часть жизни любого человека. И, конечно, мы должны говорить с детьми о сексе и заниматься его сексуальным воспитанием. Но слишком много информации (особенно когда ребенок не готов получать ее в этом объеме или в этом виде), как и полное ее отсутствие не слишком хорошо сказывается на психологическом здоровье ребенка. Если родители обсуждают сексуальную жизнь в присутствии ребенка или рассказывают ему о сексе со всеми физиологическими подробностями, то это приводит к травме, отвращению к этой сфере жизни, отсутствию границ, небезопасным отношениям, заболеваниям и изнасилованиям. Когда ребенок вообще ничего не знает про эту сферу жизни, то считает ее стыдной и «грязной», потому отказывается от нее, легко становится жертвой насильников (в том числе и по принуждению) и не рассказывает родителям, если кто-то из взрослых покушается на его половую неприкосновенность. Нарушения закона Нарушения закона бывают самыми разными — от перехода дороги в неположенном месте и воровства до мошенничества и неуплаты налогов. В этом случае именно наше поведение служит для ребенка ориентиром. Мы можем сколько угодно говорить, что нельзя нарушать правила дорожного движения, превышая скорость и обгоняя через сплошную — ребенок будет вести себя соответствующе. Это приводит к отсутствию границ, морально-нравственных ориентиров, серьезным нарушениям закона и может (как в случае с ПДД или ограблением) угрожать здоровью, свободе и даже жизни. Конечно, мы не можем защитить детей ото всех опасностей этого мира. Да мы и не должны этого делать. Самое важное — стать для них хорошим примером и отказаться (ну или хотя бы минимизировать) собственные пороки. Только в этом случае у детей появится надежда на лучшее будущее.


Похожие новости