Развиваем эмоциональный интеллект - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 01-янв-2022, 10:30

Развиваем эмоциональный интеллект - « Как воспитывать ребенка»


Современные родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей, и им в помощь разработано большое количество методик и техник. При правильном и ответственном подходе у малышей не возникает особых сложностей с освоением счета, письма и языков. Часто в школу дети идут не просто хорошо подготовленными, а уже практически освоившими программу первого года обучения. Но взрослые часто упускают важный момент — эмоциональную компетентность ребенка — способность осознавать и адекватно выражать свои чувства и разумно реагировать на чужие.


Эмоциональный интеллект необходим, чтобы:


Управлять своим поведением. Эмоции – это реакция человека на какие-то действия или события. Когда, например, у мальчишки во дворе старшие ребята отбирают мяч, то он может плакать, кричать или даже проявлять агрессию — так он реагирует на произошедшее. Эта реакция естественная, поскольку в этот момент он чувствует обиду, злость, беспомощность. Но он еще не понимает и не осознает этих эмоций, не умеет ими управлять — просто реагирует. Способность не поддаваться панике и правильно реагировать на происходящее приходит по мере развития эмоционального интеллекта.


Понимать чувства и эмоции других людей. Через познание своих эмоций и чувств приходит понимание других людей: ребенок начинает осознавать, что такую же боль, обиду и огорчение, как у него, могут чувствовать и окружающие люди. Выстраивается взаимосвязь между действиями и последствиями. Приходит понимание, что слова, действия и поступки могут вызывать в другом человеке определенные эмоции — это учит выстраивать свои взаимоотношения в социуме, помогая приобрести навыки корректного поведения.


Почему это важно


Тема эмоциональной компетентности очень популярна в современном мире. Эмоциональный интеллект (EQ) в 2020 году внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков! Живя в обществе, людям надо договариваться, сотрудничать, дружить, а понимая свои и чужие чувства, легче адаптироваться и добиваться успеха.


И еще один важный момент: школьники нередко троллят друг друга в Интернете, травят в школе — проблема эта насущная. По мнению специалистов, человек, проявляющий агрессию, имеет наименьший уровень эмоционального интеллекта по сравнению с тем, на кого она направлена. Конфликты чаше всего возникают между ребятами с разным уровнем EQ, и ребенок с более развитым эмоциональным интеллектом имеет шанс грамотно противостоять давлению. При развитии эмоциональной компетентности уровень агрессивности у ребенка падает, что в перспективе дает надежду на уменьшение конфликтов в молодежной среде.


Как развивать эмоциональный интеллект


Здесь дело обстоит чуть сложнее, чем с обучением счету и чтению, и главную роль в этом обучении играет поведение родителей, потому что ребенок именно в повседневном общении выстраивает модель поведения в различных ситуациях, копируя реакции мамы и папы на то или иное событие.


Основные шаги к гармоничному развитию эмоционального интеллекта ребенка


“Знакомство” с многообразием эмоций. Не надо классифицировать эмоции на “плохие” и “хорошие”. Все они – от радости, доверия и любви, и до страха, боли, ненависти и злости – присутствуют в каждом человеке, поэтому нельзя ругать и наказывать малыша при первом же проявлении злости. Важно объяснить ему, почему он испытывает это чувство, научить разбираться в буре своих эмоций и управлять ними.


Распознавание эмоций и причин их вызвавших. Следующий шаг – распознавание различных эмоций. Проще всего, конечно, идентифицировать противоположные эмоции – например, радость и злость, обиду и благодарность. Но ведь в чувствах не все так однозначно, и родителям предстоит помочь малышу научиться разбираться в таких эмоциональных тонкостях, как грусть, печаль, обида и разочарование, а также счастье, радость, восторг и т.д. Для этого необходимо проговаривать с ребенком испытываемые им чувства. Например, если ребенок плачет, то утешив, постарайтесь вместе разобраться, чем были вызваны слезы. Была ли это боль? Или было обидно, что другие детки не захотели с ним играть? Или малыш был разочарован, что в киндер-сюрпризе попалась не та игрушка, которую он хотел? Или просто не знал, как реагировать на ситуацию, чувствовал растерянность и поэтому заплакал?


Обсуждение и проговаривание различных ситуаций и эмоций поможет ребенку научиться анализировать свои ощущения. А это первый шаг и к управлению своими эмоциями и поведением.


Управление эмоциями и поведением. Управление эмоциями – самый сложный этап. Даже взрослым не всегда удается совладать с чувствами, несмотря на понимание причин. Очень важно научить ребенка саморегуляции, способности самостоятельно переходить от одного эмоционального состояния к другому. Нельзя сказать, что это просто или есть универсальная методика. Это скорей постепенное, пошаговое освоение способности управлять своими эмоциями на конкретных примерах, ситуациях и возможных последствиях.


Приведем пример одного из возможных упражнений. Обрисуйте ребенку ситуацию: у него братишка/сестра/друг забирает игрушку, которой он в этот момент играет. Что он сделает? И попросите его ответить сразу, без раздумий. Скорей всего, ответ будет в диапазоне от “заберу” до “ударю”. Обсудите с ним, чем это может закончиться: ссора, драка, сломанная игрушка и т.д. Просто обсудите, не требуя конкретных выводов и решений. На следующий день повторите практику. Но теперь предложите ответить не сразу. Попросите малыша представить эту ситуацию, потом мысленно посчитать до 10, глубоко ровно подышать, возможно, закрыв глаза, и только после окончания счета ответить, чтобы он сделал. В этот промежуток времени ребенок уже будет иметь возможность проанализировать ситуацию и просчитать возможные варианты дальнейшего развития событий. Это заставит его искать уже оптимальное, наиболее щадящее и эффективное решение. Для каждого возраста подбирайте свои примеры ситуаций.


И самое главное! Родителям нужно показывать ребенку свои чувства: не только положительные, но и усталость, разочарование, обиду (естественно речь не идет об обиде на ребенка ли разочаровании от его действий!). Блокировка эмоций лишь приведет к неприятию себя, к развитию комплексов и неумению правильно реагировать в той или иной ситуации. Чадо должно видеть, что эмоции, которые переживает он, свойственны и другим людям. И здесь очень важно, как вы будете переживать свои эмоции. Если будете срывать злость на окружающих, устав на работе, то и ребенок, скорее всего, будет выстраивать такую же модель поведения. Родителям стоит демонстрировать положительный пример управления чувствами и эмоциями, который позволяет человеку пребывать в гармонии с собой и не задевать чувств и эмоционального пространства окружающих.


Современные родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей, и им в помощь разработано большое количество методик и техник. При правильном и ответственном подходе у малышей не возникает особых сложностей с освоением счета, письма и языков. Часто в школу дети идут не просто хорошо подготовленными, а уже практически освоившими программу первого года обучения. Но взрослые часто упускают важный момент — эмоциональную компетентность ребенка — способность осознавать и адекватно выражать свои чувства и разумно реагировать на чужие. Эмоциональный интеллект необходим, чтобы: Управлять своим поведением. Эмоции – это реакция человека на какие-то действия или события. Когда, например, у мальчишки во дворе старшие ребята отбирают мяч, то он может плакать, кричать или даже проявлять агрессию — так он реагирует на произошедшее. Эта реакция естественная, поскольку в этот момент он чувствует обиду, злость, беспомощность. Но он еще не понимает и не осознает этих эмоций, не умеет ими управлять — просто реагирует. Способность не поддаваться панике и правильно реагировать на происходящее приходит по мере развития эмоционального интеллекта. Понимать чувства и эмоции других людей. Через познание своих эмоций и чувств приходит понимание других людей: ребенок начинает осознавать, что такую же боль, обиду и огорчение, как у него, могут чувствовать и окружающие люди. Выстраивается взаимосвязь между действиями и последствиями. Приходит понимание, что слова, действия и поступки могут вызывать в другом человеке определенные эмоции — это учит выстраивать свои взаимоотношения в социуме, помогая приобрести навыки корректного поведения. Почему это важно Тема эмоциональной компетентности очень популярна в современном мире. Эмоциональный интеллект (EQ) в 2020 году внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков! Живя в обществе, людям надо договариваться, сотрудничать, дружить, а понимая свои и чужие чувства, легче адаптироваться и добиваться успеха. И еще один важный момент: школьники нередко троллят друг друга в Интернете, травят в школе — проблема эта насущная. По мнению специалистов, человек, проявляющий агрессию, имеет наименьший уровень эмоционального интеллекта по сравнению с тем, на кого она направлена. Конфликты чаше всего возникают между ребятами с разным уровнем EQ, и ребенок с более развитым эмоциональным интеллектом имеет шанс грамотно противостоять давлению. При развитии эмоциональной компетентности уровень агрессивности у ребенка падает, что в перспективе дает надежду на уменьшение конфликтов в молодежной среде. Как развивать эмоциональный интеллект Здесь дело обстоит чуть сложнее, чем с обучением счету и чтению, и главную роль в этом обучении играет поведение родителей, потому что ребенок именно в повседневном общении выстраивает модель поведения в различных ситуациях, копируя реакции мамы и папы на то или иное событие. Основные шаги к гармоничному развитию эмоционального интеллекта ребенка “Знакомство” с многообразием эмоций. Не надо классифицировать эмоции на “плохие” и “хорошие”. Все они – от радости, доверия и любви, и до страха, боли, ненависти и злости – присутствуют в каждом человеке, поэтому нельзя ругать и наказывать малыша при первом же проявлении злости. Важно объяснить ему, почему он испытывает это чувство, научить разбираться в буре своих эмоций и управлять ними. Распознавание эмоций и причин их вызвавших. Следующий шаг – распознавание различных эмоций. Проще всего, конечно, идентифицировать противоположные эмоции – например, радость и злость, обиду и благодарность. Но ведь в чувствах не все так однозначно, и родителям предстоит помочь малышу научиться разбираться в таких эмоциональных тонкостях, как грусть, печаль, обида и разочарование, а также счастье, радость, восторг и т.д. Для этого необходимо проговаривать с ребенком испытываемые им чувства. Например, если ребенок плачет, то утешив, постарайтесь вместе разобраться, чем были вызваны слезы. Была ли это боль? Или было обидно, что другие детки не захотели с ним играть? Или малыш был разочарован, что в киндер-сюрпризе попалась не та игрушка, которую он хотел? Или просто не знал, как реагировать на ситуацию, чувствовал растерянность и поэтому заплакал? Обсуждение и проговаривание различных ситуаций и эмоций поможет ребенку научиться анализировать свои ощущения. А это первый шаг и к управлению своими эмоциями и поведением. Управление эмоциями и поведением. Управление эмоциями – самый сложный этап. Даже взрослым не всегда удается совладать с чувствами, несмотря на понимание причин. Очень важно научить ребенка саморегуляции, способности самостоятельно переходить от одного эмоционального состояния к другому. Нельзя сказать, что это просто или есть универсальная методика. Это скорей постепенное, пошаговое освоение способности управлять своими эмоциями на конкретных примерах, ситуациях и возможных последствиях. Приведем пример одного из возможных упражнений. Обрисуйте ребенку ситуацию: у него братишка/сестра/друг забирает игрушку, которой он в этот момент играет. Что он сделает? И попросите его ответить сразу, без раздумий. Скорей всего, ответ будет в диапазоне от “заберу” до “ударю”. Обсудите с ним, чем это может закончиться: ссора, драка, сломанная игрушка и т.д. Просто обсудите, не требуя конкретных выводов и решений. На следующий день повторите практику. Но теперь предложите ответить не сразу. Попросите малыша представить эту ситуацию, потом мысленно посчитать до 10, глубоко ровно подышать, возможно, закрыв глаза, и только после окончания счета ответить, чтобы он сделал. В этот промежуток времени ребенок уже будет иметь возможность проанализировать ситуацию и просчитать возможные варианты дальнейшего развития событий. Это заставит его искать уже оптимальное, наиболее щадящее и эффективное решение. Для каждого возраста подбирайте свои примеры ситуаций. И самое главное! Родителям нужно показывать ребенку свои чувства: не только положительные, но и усталость, разочарование, обиду (естественно речь не идет об обиде на ребенка ли разочаровании от его действий!). Блокировка эмоций лишь приведет к неприятию себя, к развитию комплексов и неумению правильно реагировать в той или иной ситуации. Чадо должно видеть, что эмоции, которые переживает он, свойственны и другим людям. И здесь очень важно, как вы будете переживать свои эмоции. Если будете срывать злость на окружающих, устав на работе, то и ребенок, скорее всего, будет выстраивать такую же модель поведения. Родителям стоит демонстрировать положительный пример управления чувствами и эмоциями, который позволяет человеку пребывать в гармонии с собой и не задевать чувств и эмоционального пространства окружающих.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика