- 20-фев-2022, 10:30
Делая ребенка счастливым сейчас, мы лишаем его счастья в будущем - « Как воспитывать ребенка»
Каждый родитель по мере возможности старается уберечь свое чадо от неприятностей — от жизненных разочарований, от болезней и невзгод — именно так представляют большинство взрослых счастливое детство. Нередко мамы и папы предупреждают даже малейшие несчастья – разбитые коленки, невкусную еду, двойки в школе.
Чрезмерная опека. Стремясь помочь, взрослые увлекаются этим процессом и начинают делать многие вещи за ребенка. Родителей не всегда радует самостоятельность малышей, потому что «все равно не получится», «рановато». Но как же оно получится, если не пробовать? Любая ошибка – это не менее важный опыт, чем правильно выполненное действие, и от негативного опыта во многом зависит умение принимать самостоятельные решения в будущем.
Наверное, многие удивятся, но одеваться и снимать одежду без помощи родителей малыши способны уже в трехлетнем возрасте, в то время как мамы и папы раздевают и одевают детей в старших группах детского сада — так быстрее и надежнее, а многие заботливые бабушки продолжают это делать и в начальной школе.
Часто замечаю в поликлинике, что на вопросы врача отвечает не ребенок, а мама. Так быстрее, проще, легче – маме, не ребенку, так как он не научится отвечать, если ему не разрешать это делать. Позвольте малышу самому рассказать врачу, как он себя чувствует, позвольте самому одеться после осмотра. Да, это дольше, но разве вы куда-то спешите?
В природе каждого ребенка заложена самостоятельность и вместе с ней множество страхов: быть непонятым, непринятым, осмеянным. Дети боятся задавать вопросы, обращаться к взрослым, просить водителя маршрутки остановиться на нужной остановке. Важно помогать ребенку обретать самостоятельность, не оберегая от каждого дуновения ветра, чтобы не видеть впоследствии трясущегося от страха ребенка, не способного решиться на элементарное действие.
Помощь школьникам. Родители, жалея начинающего учиться ребенка и опасаясь, что без их помощи чадо получит двойку, помогают ему выполнять домашние задания, а порой и делают это самостоятельно, не утруждая школьника. Вы всегда можете помочь, подсказать, объяснить непонятную тему, но выполняя домашнее задание за ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу – он не только не научится решать задачки, но и планировать время, и видеть последствия своих поступков. Не выучил урок – получай двойку — эта причинно-следственная связь так же работает и во взрослой жизни: проспал – опоздал на работу – тебя уволили.
Счастье — это исполнение желаний. С этим утверждением трудно не согласиться, и мы видим, как родители стремятся тут же исполнить желания своих чад: «Хочу есть!» — «Сейчас перекусим», «Пить!» — «Вот автомат с напитками!», «Мне скучно!» — «Бери планшет!», «Хочу игру» — «Сейчас закажем!». Между тем, способность подождать, потерпеть, отложить на время удовлетворение своих желаний — один из ключевых моментов будущего успеха: осчастливив детей в настоящий момент, мы делаем их несчастными в перспективе. Наши дети постепенно привыкают к тому, что все проблемы должны решаться моментально, часто без их участия и усилий, и даже небольшая задержка вызывает в них раздражение. Со временем даже незначительные стрессовые ситуации становятся препятствием к жизненному успеху.
Развлечения. С детства мы пытаемся создать для ребенка мир, в котором нет скуки, и день за днем думаем: «а чем же мне развлечь сегодня малыша, чем порадовать? В бизиборд он уже не играет, говорящий карандаш надоел, раскраски давно не интересны. Может быть, его заинтересуют палочки Кюизинера?» И в первые годы жизни ребенка мы с ним живем в разных мирах: он — в мире радости, веселья и развлечений, а мы — в мире рутины и работы. В свой мир мы привлекаем его лишь изредка: успеет, наработается еще.
А между тем такая простая монотонная работа, как убрать игрушки, расставить по местам обувь, подмести на кухне или вытереть пыль закаляет ребенка для выполнения скучных обязанностей, что требуется при обучении. И придя в школу, где надо писать, чертить или считать, наши школьники говорят: «Не могу, это слишком сложно. И очень скучно». Работоспособность и прилежность не тренируются бесконечными развлечениями.
Сиюминутные радости. Родители любят баловать и радовать детей, но дочки-сыночки иногда бывают счастливы от очень вредных моментов – от просмотра телевизора круглые сутки, от освобождения от домашних заданий, от кока-колы на завтрак. И родители, видя счастливые лица своих детей, все чаще «дают слабину».
Как же мы воспитываем детей, если даем не то, что для них хорошо и полезно, а то, что им нравится? Дальше — хуже: они усваивают, что можно делать только то, что хочется. Слова «надо» в их лексиконе нет. Делать то, что нужно для достижения жизненных целей, им трудно, а порой и становится невозможно, что в конечном счете приводит к разочарованиям и депрессиям.
Очень важно осознать: сиюминутные радости грозят проблемами в будущем. К счастью, дети копируют поведение родителей, поэтому можно менять их желания через собственное поведение.
Новые технологии. Девайсы и гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей — пусть забавляются, сейчас весь мир завязан на компьютерах и Интернете! За это наши дети расплачиваются нервными срывами, рассеянным вниманием и нежеланием жить в реальном мире — повседневная жизнь слишком скучна по сравнению с виртуальностью.
Эмоциональная доступность родителей — основное топливо для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем этого детей.
Чаще всего в ситуациях, когда родитель интенсивно подстилает ребенку соломку в детстве, он пытается сделать счастливым самого себя — это ему проще ответить на вопросы, одеть ребенка, выбрать ему компанию, сделать домашнее задание и не переживать за разбитые коленки — на нем всегда надеты наколенники. Ребенок счастливее от такого отношения не становится, а постепенно утрачивает свою природную тягу к самостоятельности, и во взрослой жизни уже не умеет ее проявлять. Ребенку нужен опыт, пусть и негативный: все помнят поговорку «на ошибках учатся»?