Как не разрушать самооценку ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 30-май-2022, 10:30

Как не разрушать самооценку ребенка - « Как воспитывать ребенка»


Понимать себя, осознавать свои возможности и способности, принимать и любить таким, какой есть – это особое качество, которым обладает далеко не каждый человек. Неуверенность в себе и тревожность, излишняя самонадеянность и нарциссизм – результат неадекватной самооценки, сформированной в детстве и в юности.


Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей, привлекательности. Она всегда связана с мнением близких, будь то одобрение, восхищение, осуждение или порицание. Именно через реакцию членов семьи на свои действия ребенок понимает, хорошо или плохо он поступает. Это не значит, что он думает о себе то же, что и окружающие, но прислушиваясь к мнению близких людей, делает выводы.


Как влияют родители на самооценку детей


Малыш физически и психически зависим от родителей. Вспомните, как важно было в детстве ощущать, что мама и папа тобой довольны. Взрослый для малыша еще и основа безопасности. Если вдруг близкий человек им недоволен, то у ребенка теряется ощущение безопасности. Так появляется тревожность.


У подростков полной зависимости от близких нет. Здесь появляется мнение друзей, педагогов, значимых взрослых. Конечно, негативная оценка родителей неприятна для тинейджера, но она часто разрушает отношения, но не самооценку.


А вот у ребенка-дошкольника таких ресурсов нет, и их самосознание целиком зависит от мнения самых близких. Ребенок принимает оценку родителей как истину, и не может связать негативные высказывания с тяжелым днем, усталостью или неприятностями. Особенно глубоко травмирует эмоционально высказанная критика. Со временем сказанные сгоряча суждения родителей могут забыться, а вот неуверенность в себе останется.


Почему родители негативно оценивают собственных детей


Для многих родителей критика ребенка – своеобразный метод воспитания.



  1. Чтобы не зазнавался. Кажется, что ребенок и так излишне самоуверен. Если хвалить – расслабится, а если постоянно указывать на недостатки — избавится от мании величия.


На деле: ребенок уверен, что вы к нему постоянно придираетесь и не рады его успехам. Зачем стараться, если близкие это не ценят.



  1. Чтобы работал над собой. Если постоянно ругать и критиковать, то он задумается и начнет исправлять ошибки.


На деле: это не работает. Никто не начинает меняться только потому, что кому-то не нравится. Человеку свойственно защищать свои границы. Легче замкнуться в себе, чем менять мир по каждому упреку. Критика вызовет агрессию и обиду, не более.



  1. Чтобы тянулся за «передовыми» детьми. Если у ребенка перед глазами достойный пример сверстника, то и ему захочется стать таким же.


На деле: большинство детей воспринимают такое сравнение как обиду, и по факту никто не стремится брать пример с вежливого Никиты или послушной Оксаны, потому что они изначально вызывают раздражение тем, что нравятся родителям.


Как не разрушать самооценку ребенка



  • Нельзя ограничивать детское рвение фразами: «Ты еще мал», «Тебя никто не спрашивает», «Вырастешь – будешь решать, а пока слушай родителей».

  • Нельзя жестко ограничивать права детей и в то же время нельзя практиковать вседозволенность. Любой запрет должен иметь обоснование, а любая свобода – условия.

  • Нельзя не замечать и не признавать нужд и желаний ребенка.

  • Нельзя ставить нереальные цели, изматывая психику ребенка, и упрекать его при этом за неспособность добиться успеха. Также нельзя не ставить целей вообще.

  • Нельзя говорить ребенку, что вы откажетесь от него и отдадите в детский дом.

  • Нельзя наказывать за ошибки, не нужно делать что-то вместо ребенка. Позволяйте детям ошибаться и самим исправлять «косяки».


Для повышения самооценки дошкольника или младшего школьника можно использовать психологические игры. Вот одна из них.


Игра «Копилка достижений»


Вместе с ребенком выберите или склейте коробку, красиво оформите ее. Она станет копилкой достижений вашего дошкольника/младшего школьника. Ежедневно вечером ребенок должен вспомнить достижение дня, записать его на листочке (с вашей помощью) и опустить в копилку. Например, он выучил стихотворение, нарисовал красивый рисунок, научился чему-либо или что-то сделал сам. Важно каждый день отмечать успехи. Хвалите свое чадо, если есть за что.


Наполняющаяся копилка придаст ребенку уверенности в своих силах, ведь вот сколько всего он уже смог. А сколько еще сможет!


И самое важное — любите ребенка. Самая большая опора в жизни – уверенность, что тебя любят.


Понимать себя, осознавать свои возможности и способности, принимать и любить таким, какой есть – это особое качество, которым обладает далеко не каждый человек. Неуверенность в себе и тревожность, излишняя самонадеянность и нарциссизм – результат неадекватной самооценки, сформированной в детстве и в юности. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей, привлекательности. Она всегда связана с мнением близких, будь то одобрение, восхищение, осуждение или порицание. Именно через реакцию членов семьи на свои действия ребенок понимает, хорошо или плохо он поступает. Это не значит, что он думает о себе то же, что и окружающие, но прислушиваясь к мнению близких людей, делает выводы. Как влияют родители на самооценку детей Малыш физически и психически зависим от родителей. Вспомните, как важно было в детстве ощущать, что мама и папа тобой довольны. Взрослый для малыша еще и основа безопасности. Если вдруг близкий человек им недоволен, то у ребенка теряется ощущение безопасности. Так появляется тревожность. У подростков полной зависимости от близких нет. Здесь появляется мнение друзей, педагогов, значимых взрослых. Конечно, негативная оценка родителей неприятна для тинейджера, но она часто разрушает отношения, но не самооценку. А вот у ребенка-дошкольника таких ресурсов нет, и их самосознание целиком зависит от мнения самых близких. Ребенок принимает оценку родителей как истину, и не может связать негативные высказывания с тяжелым днем, усталостью или неприятностями. Особенно глубоко травмирует эмоционально высказанная критика. Со временем сказанные сгоряча суждения родителей могут забыться, а вот неуверенность в себе останется. Почему родители негативно оценивают собственных детей Для многих родителей критика ребенка – своеобразный метод воспитания. Чтобы не зазнавался. Кажется, что ребенок и так излишне самоуверен. Если хвалить – расслабится, а если постоянно указывать на недостатки — избавится от мании величия. На деле: ребенок уверен, что вы к нему постоянно придираетесь и не рады его успехам. Зачем стараться, если близкие это не ценят. Чтобы работал над собой. Если постоянно ругать и критиковать, то он задумается и начнет исправлять ошибки. На деле: это не работает. Никто не начинает меняться только потому, что кому-то не нравится. Человеку свойственно защищать свои границы. Легче замкнуться в себе, чем менять мир по каждому упреку. Критика вызовет агрессию и обиду, не более. Чтобы тянулся за «передовыми» детьми. Если у ребенка перед глазами достойный пример сверстника, то и ему захочется стать таким же. На деле: большинство детей воспринимают такое сравнение как обиду, и по факту никто не стремится брать пример с вежливого Никиты или послушной Оксаны, потому что они изначально вызывают раздражение тем, что нравятся родителям. Как не разрушать самооценку ребенка Нельзя ограничивать детское рвение фразами: «Ты еще мал», «Тебя никто не спрашивает», «Вырастешь – будешь решать, а пока слушай родителей». Нельзя жестко ограничивать права детей и в то же время нельзя практиковать вседозволенность. Любой запрет должен иметь обоснование, а любая свобода – условия. Нельзя не замечать и не признавать нужд и желаний ребенка. Нельзя ставить нереальные цели, изматывая психику ребенка, и упрекать его при этом за неспособность добиться успеха. Также нельзя не ставить целей вообще. Нельзя говорить ребенку, что вы откажетесь от него и отдадите в детский дом. Нельзя наказывать за ошибки, не нужно делать что-то вместо ребенка. Позволяйте детям ошибаться и самим исправлять «косяки». Для повышения самооценки дошкольника или младшего школьника можно использовать психологические игры. Вот одна из них. Игра «Копилка достижений» Вместе с ребенком выберите или склейте коробку, красиво оформите ее. Она станет копилкой достижений вашего дошкольника/младшего школьника. Ежедневно вечером ребенок должен вспомнить достижение дня, записать его на листочке (с вашей помощью) и опустить в копилку. Например, он выучил стихотворение, нарисовал красивый рисунок, научился чему-либо или что-то сделал сам. Важно каждый день отмечать успехи. Хвалите свое чадо, если есть за что. Наполняющаяся копилка придаст ребенку уверенности в своих силах, ведь вот сколько всего он уже смог. А сколько еще сможет! И самое важное — любите ребенка. Самая большая опора в жизни – уверенность, что тебя любят.


Похожие новости