Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 03-авг-2022, 10:30

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»


К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться.


Что такое критическое мышление


Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против».


Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.


Зачем дошкольнику критическое мышление


Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни.


Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.


Как развивать критическое мышление


Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.


Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится.


Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию.


Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется.


Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия.


Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик.


Метод шести шляп. Прием Эдварда де Боно помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения. Вместо разноцветных шляп можно использовать значки, ленточки, носки нужного цвета.


Любая ситуация или информация оценивается с шести цветовых позиций:


Белый цвет: факты – что делали, что видели, о чем прочитали.
Красный: чувства и эмоции – нравится, не нравится, что испытывали.
Черный: ищем недостатки и критикуем.
Желтый: хвалим и ищем положительные стороны (достоинства).
Зеленый: творчество, что можно с этим сделать, где использовать.
Синий: что я могу изменить – управление процессом.


Можно использовать все цвета, можно разделить их между собой и ребенком, а можно вытаскивать разноцветные предметы наугад. Со временем ребенок привыкнет к тому, что нужно рассматривать предмет или явление со всех сторон.


Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте.


Несколько простых советов


Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни.



  1. Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если..., то...».

  2. Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит.

  3. Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что».

  4. Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!».

  5. Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?».

  6. Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно.


Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!


К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться. Что такое критическое мышление Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против». Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами. Зачем дошкольнику критическое мышление Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни. Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху. Как развивать критическое мышление Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится. Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию. Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется. Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия. Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик. Метод шести шляп. Прием Эдварда де Боно помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения. Вместо разноцветных шляп можно использовать значки, ленточки, носки нужного цвета. Любая ситуация или информация оценивается с шести цветовых позиций: Белый цвет: факты – что делали, что видели, о чем прочитали. Красный: чувства и эмоции – нравится, не нравится, что испытывали. Черный: ищем недостатки и критикуем. Желтый: хвалим и ищем положительные стороны (достоинства). Зеленый: творчество, что можно с этим сделать, где использовать. Синий: что я могу изменить – управление процессом. Можно использовать все цвета, можно разделить их между собой и ребенком, а можно вытаскивать разноцветные предметы наугад. Со временем ребенок привыкнет к тому, что нужно рассматривать предмет или явление со всех сторон. Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте. Несколько простых советов Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни. Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если., то.». Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит. Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что». Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!». Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?». Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно. Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика