Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 03-авг-2022, 10:30

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»


К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться.


Что такое критическое мышление


Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против».


Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.


Зачем дошкольнику критическое мышление


Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни.


Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.


Как развивать критическое мышление


Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.


Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится.


Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию.


Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется.


Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия.


Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик.


Метод шести шляп. Прием Эдварда де Боно помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения. Вместо разноцветных шляп можно использовать значки, ленточки, носки нужного цвета.


Любая ситуация или информация оценивается с шести цветовых позиций:


Белый цвет: факты – что делали, что видели, о чем прочитали.
Красный: чувства и эмоции – нравится, не нравится, что испытывали.
Черный: ищем недостатки и критикуем.
Желтый: хвалим и ищем положительные стороны (достоинства).
Зеленый: творчество, что можно с этим сделать, где использовать.
Синий: что я могу изменить – управление процессом.


Можно использовать все цвета, можно разделить их между собой и ребенком, а можно вытаскивать разноцветные предметы наугад. Со временем ребенок привыкнет к тому, что нужно рассматривать предмет или явление со всех сторон.


Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте.


Несколько простых советов


Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни.



  1. Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если..., то...».

  2. Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит.

  3. Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что».

  4. Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!».

  5. Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?».

  6. Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно.


Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!


К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться. Что такое критическое мышление Критическое мышление в основе имеет «критику», то есть любая информация обдумывается: не отвергается, не принимается, а попадает под анализ, в ходе которого вырабатываются аргументы «за» или «против». Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами. Зачем дошкольнику критическое мышление Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка. Заложенные в детстве мыслительные программы будут активно развиваться в течение всей жизни. Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху. Как развивать критическое мышление Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Стремитесь расширять кругозор ребенка, учите задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений. Предложенные ниже приемы будут полезны и интересны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Прогнозирование. Прежде чем читать ребенку произведение или смотреть фильм, попросите его, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится. Корзина идей. Выделите коробку или корзину, куда будут складываться картинки/названия/рисунки тех объектов (предметов, животных, атрибутов), о которых ребенок пока ничего не знает, чтобы обязательно вернуться и изучить объект. Например, мы с тобой сегодня видели красивую бабочку, но не знали название, давай-ка нарисуем ее (посмотрим фотографию) и найдем о ней информацию. Верно-неверно. Это – игра. Вы даете утверждения, а ребенок говорит верно оно или нет и аргументирует свой ответ. Если ребенок тут же меняет мнение, то это не освобождает его от аргументации. Объяснения могут держаться на знаниях или на личном опыте. В игре можно поменяться ролями, и обосновывая свое согласие или несогласие, взрослый может дать ребенку новые знания. Например, небо голубое – верно, потому что я сам это видел. Есть рыбка-петушок – верно, я читал о ней в книге и видел картинку, у нее хвостик как у петушка и яркая окраска, поэтому она так называется. Логические цепочки. Учите детей находить связь между предметами, объединять разные вещи общими признаками. Например, шапка, шляпа, панама, кепка – головные уборы, а шапка, шарф, варежки, носки – шерстяные изделия. Кубик с вопросами. Вместе сделайте кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик. Метод шести шляп. Прием Эдварда де Боно помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения. Вместо разноцветных шляп можно использовать значки, ленточки, носки нужного цвета. Любая ситуация или информация оценивается с шести цветовых позиций: Белый цвет: факты – что делали, что видели, о чем прочитали. Красный: чувства и эмоции – нравится, не нравится, что испытывали. Черный: ищем недостатки и критикуем. Желтый: хвалим и ищем положительные стороны (достоинства). Зеленый: творчество, что можно с этим сделать, где использовать. Синий: что я могу изменить – управление процессом. Можно использовать все цвета, можно разделить их между собой и ребенком, а можно вытаскивать разноцветные предметы наугад. Со временем ребенок привыкнет к тому, что нужно рассматривать предмет или явление со всех сторон. Если ребенок относится к категории послушных детей, безропотно соглашающихся со всеми вашими мыслями и идеями, то проводить такую работу будет сложно, но тем более необходимо. Начинайте постепенно и не отступайте. Несколько простых советов Родители для ребенка – самые близкие люди, и он многому у них учится. Несколько простых советов помогут вам развивать критическое мышление ребенка в повседневной жизни. Учите ребенка рассуждать и логически мыслить. Рассуждайте о чем-то сами вслух, спрашивая совета у чада. Начинайте фразы со слов: «Если., то.». Учите делать выводы после прочтения сказок: о чем она, чему нас учит. Не принимайте простых ответов типа: «Я так хочу» или «Мне нравится». Учите ребенка добавлять «потому, что»: «Мне нравится эта кукла, потому что», «Я хочу пойти играть в другой двор, потому что». Позвольте ребенку сомневаться. Учите рассуждать и отстаивать свое мнение. Например, спросите ребенка, когда моете руки перед едой: «Как думаешь, это действительно нужно?». При этом бывает весело и полезно поспорить, приводя «неправильные» доводы: «Я не вижу грязи» или «Грязи совсем немного, разве она повредит?», или «Мы же не руками едим!». Учите ребенка задавать вопросы и отвечайте на них тоже вопросами: «Почему это тебя заинтересовало?», «Как сам думаешь?». Старайтесь учить ребенка не делать поверхностных выводов, а сначала полностью изучить информацию. Быть объективным – очень важно. Люди, обладающие способностью мыслить критически – прекрасные ответственные эмоциональные дети и взрослые, умеющие понимать происходящее, правильно оценивать, расставлять приоритеты, чувствовать. Учить этому своих детей!


Похожие новости