За последние годы количество программ для детей стремительно выросло. Какими методами можно оценить их качество, как это влияет на профессиональное сообщество и
МОСКВА, 19 дек - . За последние годы количество программ для детей стремительно выросло. Какими методами можно оценить их качество, как это влияет на профессиональное сообщество и чем может помочь родителям, расс казала в интервью РИА новостям заведующая сектором "Центра доказательного социального проектирования" Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Подушкина.– Какие программы для детей нуждаются в оценке и почему?– Когда мы говорим об оценке, то, по сути, говорим об эффективности. А ведь это очень важно – понимать, достигаем ли мы поставленных целей или нет.В России сегодня нет профессиональной культуры оценки результатов детских программ. Есть культура разработки и описания практик, составления отчетов и перечня мероприятий. Но как представить изменения, которые произошли в результате программы, специалисты часто не знают.Поэтому мы предложили применить доказательный подход. Наш Центр разрабатывает методологию измерения результатов, предлагает универсальный алгоритм, который учитывает уникальный характер программ. Специалисты могут выбрать из предложенных инструментов те, которые помогут оценить конкретную практику.– По каким критериям можно оценить социальные программы в сфере детства?– Критерии не универсальны, потому что программы работают с разными проблемами и разными детьми. В рамках доказательного подхода мы оцениваем программы по четырем направлениям: описание самой практики (с матрицей результатов, которых мы хотим достичь), механизм (за счет чего достигается результат), данные о результатах, каким образом эти данные собирали (инструменты). Внутри каждого направления критерии будут разные: для инклюзивных программ – одни, для образовательных – другие, для психологических – третьи.– Что дает эта система специалистам?– Часто результаты программы для педагога находятся в зоне интуитивной уверенности, особенно когда речь идет не об образовательных практиках, а, например, о воспитательной работе. Как оценить эти трудно уловимые категории?Система оценивания позволяет специалисту самому понимать, к каким изменениям приводит программа и наглядно показать, представить вовне. А это помогает находить финансирование и тиражировать программу.Кроме того, это помогает уточнять и развивать практику, делать ее более эффективной.– Как такая оценка может помочь родителям, ведь именно они принимают решение о выборе программ для своих детей.– Описанная по канонам доказательного подхода практика, является максимально прозрачной, в том числе для родителя. Он сможет понять, какие цели будут достигнуты в результате участия в такой программе и какими методами, действиями они будут достигнуты. Сможет оценить, подходит ли конкретная практика для его ребенка.– Как и кто оценивает программы?– Процедура сейчас находится в разработке. Мы создаем стандарты экспертизы и нормативные документы.В целом, процесс оценки из нескольких этапов. Команда специалистов готовит практику, описывает ее в соответствии со стандартом. Потом эксперты изучают эти материалы и выносят коллегиальное мнение по четырем направлениям: насколько хорошо программа описана, обоснована с точки зрения науки и практики, достигнуты ли цели, насколько надежный инструмент сбора и анализа данных был использован.Затем создается индивидуальный профиль доказательности практики, а также присваивается уровень доказательности: начальный, базовый или продвинутый. Эксперты могут не только оценить практику, но и дать рекомендации по повышению ее уровня или рекомендовать для размещения в реестре доказательных практик.– Где проходит оценивание?– Сейчас на базе нашего университета создается экспертная инфраструктура, чтобы специалисты сферы детства могли обращаться за помощью как на этапе описания и сбора доказательной базы практики, так и с целью получения профессиональной экспертизы и участия в процедуре научной верификации.В перспективе мы планируем такую модель передавать в региональные университеты, прежде всего, педагогические. На их базе будут сформированы региональные исследовательские центры, которые будут оказывать экспертно-методическую поддержку уникальным практикам на местах. Чтобы поддержать эффективные программы, созданные в регионах, и помочь их распространению.– Где можно найти практики, которые уже прошли оценку?– Они собраны сейчас в Реестре доказательных практик Десятилетия детства на федеральной платформе АСИ СМАРТЕКА. А также министерство просвещения РФ создает реестры социальных технологий и психологических программ для системы образования, которые прошли экспертизу научной верификации.
За последние годы количество программ для детей стремительно выросло. Какими методами можно оценить их качество, как это влияет на профессиональное сообщество и МОСКВА, 19 дек - . За последние годы количество программ для детей стремительно выросло. Какими методами можно оценить их качество, как это влияет на профессиональное сообщество и чем может помочь родителям, расс казала в интервью РИА новостям заведующая сектором "Центра доказательного социального проектирования" Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Подушкина.– Какие программы для детей нуждаются в оценке и почему?– Когда мы говорим об оценке, то, по сути, говорим об эффективности. А ведь это очень важно – понимать, достигаем ли мы поставленных целей или нет.В России сегодня нет профессиональной культуры оценки результатов детских программ. Есть культура разработки и описания практик, составления отчетов и перечня мероприятий. Но как представить изменения, которые произошли в результате программы, специалисты часто не знают.Поэтому мы предложили применить доказательный подход. Наш Центр разрабатывает методологию измерения результатов, предлагает универсальный алгоритм, который учитывает уникальный характер программ. Специалисты могут выбрать из предложенных инструментов те, которые помогут оценить конкретную практику.– По каким критериям можно оценить социальные программы в сфере детства?– Критерии не универсальны, потому что программы работают с разными проблемами и разными детьми. В рамках доказательного подхода мы оцениваем программы по четырем направлениям: описание самой практики (с матрицей результатов, которых мы хотим достичь), механизм (за счет чего достигается результат), данные о результатах, каким образом эти данные собирали (инструменты). Внутри каждого направления критерии будут разные: для инклюзивных программ – одни, для образовательных – другие, для психологических – третьи.– Что дает эта система специалистам?– Часто результаты программы для педагога находятся в зоне интуитивной уверенности, особенно когда речь идет не об образовательных практиках, а, например, о воспитательной работе. Как оценить эти трудно уловимые категории?Система оценивания позволяет специалисту самому понимать, к каким изменениям приводит программа и наглядно показать, представить вовне. А это помогает находить финансирование и тиражировать программу.Кроме того, это помогает уточнять и развивать практику, делать ее более эффективной.– Как такая оценка может помочь родителям, ведь именно они принимают решение о выборе программ для своих детей.– Описанная по канонам доказательного подхода практика, является максимально прозрачной, в том числе для родителя. Он сможет понять, какие цели будут достигнуты в результате участия в такой программе и какими методами, действиями они будут достигнуты. Сможет оценить, подходит ли конкретная практика для его ребенка.– Как и кто оценивает программы?– Процедура сейчас находится в разработке. Мы создаем стандарты экспертизы и нормативные документы.В целом, процесс оценки из нескольких этапов. Команда специалистов готовит практику, описывает ее в соответствии со стандартом. Потом эксперты изучают эти материалы и выносят коллегиальное мнение по четырем направлениям: насколько хорошо программа описана, обоснована с точки зрения науки и практики, достигнуты ли цели, насколько надежный инструмент сбора и анализа данных был использован.Затем создается индивидуальный профиль доказательности практики, а также присваивается уровень доказательности: начальный, базовый или продвинутый. Эксперты могут не только оценить практику, но и дать рекомендации по повышению ее уровня или рекомендовать для размещения в реестре доказательных практик.– Где проходит оценивание?– Сейчас на базе нашего университета создается экспертная инфраструктура, чтобы специалисты сферы детства могли обращаться за помощью как на этапе описания и сбора доказательной базы практики, так и с целью получения профессиональной экспертизы и участия в процедуре научной верификации.В перспективе мы планируем такую модель передавать в региональные университеты, прежде всего, педагогические. На их базе будут сформированы региональные исследовательские центры, которые будут оказывать экспертно-методическую поддержку уникальным практикам на местах. Чтобы поддержать эффективные программы, созданные в регионах, и помочь их распространению.– Где можно найти практики, которые уже прошли оценку?– Они собраны сейчас в Реестре доказательных практик Десятилетия детства на федеральной платформе АСИ СМАРТЕКА. А также министерство просвещения РФ создает реестры социальных технологий и психологических программ для системы образования, которые прошли экспертизу научной верификации.