Семейное чтение – способ позитивного взаимодействия детей и родителей - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 23-фев-2023, 10:30

Семейное чтение – способ позитивного взаимодействия детей и родителей - « Как воспитывать ребенка»


Теплый золотистый круг от настольной лампы, мамин голос, озвучивающий Винни-Пуха. И пятилетняя я, укутанная в одеяло, готовая уснуть. Но мама так интересно читает, что не до сна — я вновь представляю, как сама шагаю с Пяточком и Винни по лесу, ищу страшных Буку и Бяку и весело смеюсь над ними вместе с мамой.


Эти воспоминания согревают меня до сих пор, спустя почти 30 лет.


Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным, любознательным, добрым и так далее — список можно продолжать. В исследовании о том, что наилучшим образом влияет на развитие ребенка – какие кружки, секции важны — выяснилось, что есть один главный фактор: количество прочитанных книг.


Порой я слышу переживания родителей: «Его не заставишь читать! Сидит в своем телефоне». Сами родители при этом тоже не слишком любят книги.


Как же быть и что можно поменять, чтобы книги стали пусть небольшой, но интересной частью жизни семьи?


Поделюсь несколькими моментами из своего опыта.


Совместное чтение перед сном


Для развития ребенку необходима совместная деятельность с родителем — время, когда они объединены чем-то, когда обоим интересно. У нас с четырехлетней дочерью есть традиция: перед вечерним сном, а иногда – и перед дневным, мы садимся и читаем. Как правило, Соня сама выбирает книгу. Кстати, лет с трех, когда она выучила буквы, я просила ее прочитать первую строчку, затем пару предложений, потом целый абзац. И так постепенно она научилась читать. То есть процесс обучения гармонично встроился в интересное совместное дело.


Сейчас, например, мы читаем всей семьей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова – перед сном уютно располагаемся и с удовольствием слушаем артистичное папино чтение. Это помогает ребенку замедлиться, настроиться на спокойную волну после шумного дня и активных игр.


Обсуждение книг


После или во время чтения у дочки возникает множество вопросов. «А почему? А как? А что?». Мы терпеливо отвечаем на ее вопросы, обсуждаем их. Так как у ребенка дошкольного возраста мышление конкретное, то живые примеры в книгах – хорошая основа для разговоров о сложном.


Например, недавно при чтении «Незнайки» мы коснулись темы совести, которая мучает после нехорошего поступка. Почему плохо обманывать, можно ли делать другому больно, а самому смеяться над этим? Конкретные ситуации из книги помогли нам обсудить это. И не только сказать «правильный ответ», но и выслушать мысли дочки, потому что для ребенка бывает ценнее самому порассуждать, чем сразу получить готовое решение. Учиться размышлять и находить собственные ответы.


Для этого родитель может спросить:


- А ты сама как думаешь, зачем…?
- А как бы ты сделала?
- А что бы произошло, если бы он…?


И многие другие вопросы, расширяющие контекст.


Ребенок лучше усвоит то знание, которое сам добыл. А мы, родители, слушаем рассуждения дочки — это бывает очень забавно и интересно.


Разыгрывание историй


После совместного прочтения полезно разыграть сюжетно-ролевую историю, ведь игра — ведущая деятельность детей с 3 до 6 лет. Мы это делаем периодически.


Для начала выбираем героев – кто из игрушек подойдет на роли. Распределяем, за кого будет ребенок, за кого – остальные члены семьи. Выбираем, какую часть истории будем изображать. Важно, чтобы сюжет был динамичным, не нужно брать все слова, иначе получится затянуто.


Недавно, например, мы разыгрывали сказки про Сивку-Бурку, Винни-Пуха и Снежную Королеву. Подбирать нужно те сказки и истории, которые сейчас интересны ребенку.


Как быть с подростками?


Нужно подбирать интересные им книги. Подросткам понравятся истории о сверстниках, то есть в какой-то степени о себе. Можно читать по ролям или по очереди, обсуждать.


Можно час перед сном сделать временем семейного чтения. Знаю примеры, когда мамы подростков так делали. Это успокаивает и помогает проговорить какие-то волнующие моменты не напрямую, а через события в книге.


Недавно со мной поделилась впечатлениями одна мама, которая читала вслух своему 10-летнему сыну мою рукопись (повесть в рассказах о подростках «Я как в зеркала смотрюсь в других», готовится к изданию). В том месте, где описывался оценивающий взгляд мамы главного героя, сын сказал: «О, это место для тебя, мам!», и они проговорили свои чувства. В процессе чтения сын комментировал истории, и в его реакциях и откликах она слышала, что происходит у него внутри, и лучше понимала его. «В привычной жизни я не успеваю многое заметить, да и сам он не может многое выразить» — сказала она.


Таким образом, чтение для них получилось терапевтическим.


В завершении предложу книги, которые подойдут для совместного чтения. Невольно вспоминаю строчку из песни Владимира Высоцкого «Балладе о борьбе»: «Значит нужные книги ты в детстве читал» … Выбирайте нужные книги для детей!


Для детей 3-6 лет: «Петсон и Финдус» Свен Нурдквист, «Мама Му» Юя Висландер, «Улитка и Кит», «Человеткин» Джулия Дональдсон, «Будни Морковкина», «Море, подари мне друга» Ульяна Сергеева.


Для 7-10 лет: «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Вафельное сердце», «Вратарь и море» Мария Парр, «Асино лето» Тамара Михеева, «Хайди» Йоханна Спири, «Хроники Нарнии» Клайв Льюис, «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкин, «Денискины рассказы» Виктор Драгунский.


Для 11-16 лет: «Аляска» Анна Вольц, «Все из-за мистера Террапта» Роб Буйе, «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ульф Старк, «Давай поедем в Уналашку» Анна Красильщик, «Не предавай меня», «Янка» Тамара Михеева, «Совсем не Аполлон», «Никто не спит» Катарина Киери, «Чат на скамейке» Ульяна Сергеева, «Я не тормоз», «Около музыки» Нина Дашевская.


Читайте вместе с детьми, получайте удовольствие и радость!


Теплый золотистый круг от настольной лампы, мамин голос, озвучивающий Винни-Пуха. И пятилетняя я, укутанная в одеяло, готовая уснуть. Но мама так интересно читает, что не до сна — я вновь представляю, как сама шагаю с Пяточком и Винни по лесу, ищу страшных Буку и Бяку и весело смеюсь над ними вместе с мамой. Эти воспоминания согревают меня до сих пор, спустя почти 30 лет. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным, любознательным, добрым и так далее — список можно продолжать. В исследовании о том, что наилучшим образом влияет на развитие ребенка – какие кружки, секции важны — выяснилось, что есть один главный фактор: количество прочитанных книг. Порой я слышу переживания родителей: «Его не заставишь читать! Сидит в своем телефоне». Сами родители при этом тоже не слишком любят книги. Как же быть и что можно поменять, чтобы книги стали пусть небольшой, но интересной частью жизни семьи? Поделюсь несколькими моментами из своего опыта. Совместное чтение перед сном Для развития ребенку необходима совместная деятельность с родителем — время, когда они объединены чем-то, когда обоим интересно. У нас с четырехлетней дочерью есть традиция: перед вечерним сном, а иногда – и перед дневным, мы садимся и читаем. Как правило, Соня сама выбирает книгу. Кстати, лет с трех, когда она выучила буквы, я просила ее прочитать первую строчку, затем пару предложений, потом целый абзац. И так постепенно она научилась читать. То есть процесс обучения гармонично встроился в интересное совместное дело. Сейчас, например, мы читаем всей семьей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова – перед сном уютно располагаемся и с удовольствием слушаем артистичное папино чтение. Это помогает ребенку замедлиться, настроиться на спокойную волну после шумного дня и активных игр. Обсуждение книг После или во время чтения у дочки возникает множество вопросов. «А почему? А как? А что?». Мы терпеливо отвечаем на ее вопросы, обсуждаем их. Так как у ребенка дошкольного возраста мышление конкретное, то живые примеры в книгах – хорошая основа для разговоров о сложном. Например, недавно при чтении «Незнайки» мы коснулись темы совести, которая мучает после нехорошего поступка. Почему плохо обманывать, можно ли делать другому больно, а самому смеяться над этим? Конкретные ситуации из книги помогли нам обсудить это. И не только сказать «правильный ответ», но и выслушать мысли дочки, потому что для ребенка бывает ценнее самому порассуждать, чем сразу получить готовое решение. Учиться размышлять и находить собственные ответы. Для этого родитель может спросить: - А ты сама как думаешь, зачем…? - А как бы ты сделала? - А что бы произошло, если бы он…? И многие другие вопросы, расширяющие контекст. Ребенок лучше усвоит то знание, которое сам добыл. А мы, родители, слушаем рассуждения дочки — это бывает очень забавно и интересно. Разыгрывание историй После совместного прочтения полезно разыграть сюжетно-ролевую историю, ведь игра — ведущая деятельность детей с 3 до 6 лет. Мы это делаем периодически. Для начала выбираем героев – кто из игрушек подойдет на роли. Распределяем, за кого будет ребенок, за кого – остальные члены семьи. Выбираем, какую часть истории будем изображать. Важно, чтобы сюжет был динамичным, не нужно брать все слова, иначе получится затянуто. Недавно, например, мы разыгрывали сказки про Сивку-Бурку, Винни-Пуха и Снежную Королеву. Подбирать нужно те сказки и истории, которые сейчас интересны ребенку. Как быть с подростками? Нужно подбирать интересные им книги. Подросткам понравятся истории о сверстниках, то есть в какой-то степени о себе. Можно читать по ролям или по очереди, обсуждать. Можно час перед сном сделать временем семейного чтения. Знаю примеры, когда мамы подростков так делали. Это успокаивает и помогает проговорить какие-то волнующие моменты не напрямую, а через события в книге. Недавно со мной поделилась впечатлениями одна мама, которая читала вслух своему 10-летнему сыну мою рукопись (повесть в рассказах о подростках «Я как в зеркала смотрюсь в других», готовится к изданию). В том месте, где описывался оценивающий взгляд мамы главного героя, сын сказал: «О, это место для тебя, мам!», и они проговорили свои чувства. В процессе чтения сын комментировал истории, и в его реакциях и откликах она слышала, что происходит у него внутри, и лучше понимала его. «В привычной жизни я не успеваю многое заметить, да и сам он не может многое выразить» — сказала она. Таким образом, чтение для них получилось терапевтическим. В завершении предложу книги, которые подойдут для совместного чтения. Невольно вспоминаю строчку из песни Владимира Высоцкого «Балладе о борьбе»: «Значит нужные книги ты в детстве читал» … Выбирайте нужные книги для детей! Для детей 3-6 лет: «Петсон и Финдус» Свен Нурдквист, «Мама Му» Юя Висландер, «Улитка и Кит», «Человеткин» Джулия Дональдсон, «Будни Морковкина», «Море, подари мне друга» Ульяна Сергеева. Для 7-10 лет: «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Вафельное сердце», «Вратарь и море» Мария Парр, «Асино лето» Тамара Михеева, «Хайди» Йоханна Спири, «Хроники Нарнии» Клайв Льюис, «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкин, «Денискины рассказы» Виктор Драгунский. Для 11-16 лет: «Аляска» Анна Вольц, «Все из-за мистера Террапта» Роб Буйе, «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ульф Старк, «Давай поедем в Уналашку» Анна Красильщик, «Не предавай меня», «Янка» Тамара Михеева, «Совсем не Аполлон», «Никто не спит» Катарина Киери, «Чат на скамейке» Ульяна Сергеева, «Я не тормоз», «Около музыки» Нина Дашевская. Читайте вместе с детьми, получайте удовольствие и радость!


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика