Семейное чтение – способ позитивного взаимодействия детей и родителей - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 23-фев-2023, 10:30

Семейное чтение – способ позитивного взаимодействия детей и родителей - « Как воспитывать ребенка»


Теплый золотистый круг от настольной лампы, мамин голос, озвучивающий Винни-Пуха. И пятилетняя я, укутанная в одеяло, готовая уснуть. Но мама так интересно читает, что не до сна — я вновь представляю, как сама шагаю с Пяточком и Винни по лесу, ищу страшных Буку и Бяку и весело смеюсь над ними вместе с мамой.


Эти воспоминания согревают меня до сих пор, спустя почти 30 лет.


Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным, любознательным, добрым и так далее — список можно продолжать. В исследовании о том, что наилучшим образом влияет на развитие ребенка – какие кружки, секции важны — выяснилось, что есть один главный фактор: количество прочитанных книг.


Порой я слышу переживания родителей: «Его не заставишь читать! Сидит в своем телефоне». Сами родители при этом тоже не слишком любят книги.


Как же быть и что можно поменять, чтобы книги стали пусть небольшой, но интересной частью жизни семьи?


Поделюсь несколькими моментами из своего опыта.


Совместное чтение перед сном


Для развития ребенку необходима совместная деятельность с родителем — время, когда они объединены чем-то, когда обоим интересно. У нас с четырехлетней дочерью есть традиция: перед вечерним сном, а иногда – и перед дневным, мы садимся и читаем. Как правило, Соня сама выбирает книгу. Кстати, лет с трех, когда она выучила буквы, я просила ее прочитать первую строчку, затем пару предложений, потом целый абзац. И так постепенно она научилась читать. То есть процесс обучения гармонично встроился в интересное совместное дело.


Сейчас, например, мы читаем всей семьей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова – перед сном уютно располагаемся и с удовольствием слушаем артистичное папино чтение. Это помогает ребенку замедлиться, настроиться на спокойную волну после шумного дня и активных игр.


Обсуждение книг


После или во время чтения у дочки возникает множество вопросов. «А почему? А как? А что?». Мы терпеливо отвечаем на ее вопросы, обсуждаем их. Так как у ребенка дошкольного возраста мышление конкретное, то живые примеры в книгах – хорошая основа для разговоров о сложном.


Например, недавно при чтении «Незнайки» мы коснулись темы совести, которая мучает после нехорошего поступка. Почему плохо обманывать, можно ли делать другому больно, а самому смеяться над этим? Конкретные ситуации из книги помогли нам обсудить это. И не только сказать «правильный ответ», но и выслушать мысли дочки, потому что для ребенка бывает ценнее самому порассуждать, чем сразу получить готовое решение. Учиться размышлять и находить собственные ответы.


Для этого родитель может спросить:


- А ты сама как думаешь, зачем…?
- А как бы ты сделала?
- А что бы произошло, если бы он…?


И многие другие вопросы, расширяющие контекст.


Ребенок лучше усвоит то знание, которое сам добыл. А мы, родители, слушаем рассуждения дочки — это бывает очень забавно и интересно.


Разыгрывание историй


После совместного прочтения полезно разыграть сюжетно-ролевую историю, ведь игра — ведущая деятельность детей с 3 до 6 лет. Мы это делаем периодически.


Для начала выбираем героев – кто из игрушек подойдет на роли. Распределяем, за кого будет ребенок, за кого – остальные члены семьи. Выбираем, какую часть истории будем изображать. Важно, чтобы сюжет был динамичным, не нужно брать все слова, иначе получится затянуто.


Недавно, например, мы разыгрывали сказки про Сивку-Бурку, Винни-Пуха и Снежную Королеву. Подбирать нужно те сказки и истории, которые сейчас интересны ребенку.


Как быть с подростками?


Нужно подбирать интересные им книги. Подросткам понравятся истории о сверстниках, то есть в какой-то степени о себе. Можно читать по ролям или по очереди, обсуждать.


Можно час перед сном сделать временем семейного чтения. Знаю примеры, когда мамы подростков так делали. Это успокаивает и помогает проговорить какие-то волнующие моменты не напрямую, а через события в книге.


Недавно со мной поделилась впечатлениями одна мама, которая читала вслух своему 10-летнему сыну мою рукопись (повесть в рассказах о подростках «Я как в зеркала смотрюсь в других», готовится к изданию). В том месте, где описывался оценивающий взгляд мамы главного героя, сын сказал: «О, это место для тебя, мам!», и они проговорили свои чувства. В процессе чтения сын комментировал истории, и в его реакциях и откликах она слышала, что происходит у него внутри, и лучше понимала его. «В привычной жизни я не успеваю многое заметить, да и сам он не может многое выразить» — сказала она.


Таким образом, чтение для них получилось терапевтическим.


В завершении предложу книги, которые подойдут для совместного чтения. Невольно вспоминаю строчку из песни Владимира Высоцкого «Балладе о борьбе»: «Значит нужные книги ты в детстве читал» … Выбирайте нужные книги для детей!


Для детей 3-6 лет: «Петсон и Финдус» Свен Нурдквист, «Мама Му» Юя Висландер, «Улитка и Кит», «Человеткин» Джулия Дональдсон, «Будни Морковкина», «Море, подари мне друга» Ульяна Сергеева.


Для 7-10 лет: «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Вафельное сердце», «Вратарь и море» Мария Парр, «Асино лето» Тамара Михеева, «Хайди» Йоханна Спири, «Хроники Нарнии» Клайв Льюис, «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкин, «Денискины рассказы» Виктор Драгунский.


Для 11-16 лет: «Аляска» Анна Вольц, «Все из-за мистера Террапта» Роб Буйе, «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ульф Старк, «Давай поедем в Уналашку» Анна Красильщик, «Не предавай меня», «Янка» Тамара Михеева, «Совсем не Аполлон», «Никто не спит» Катарина Киери, «Чат на скамейке» Ульяна Сергеева, «Я не тормоз», «Около музыки» Нина Дашевская.


Читайте вместе с детьми, получайте удовольствие и радость!


Теплый золотистый круг от настольной лампы, мамин голос, озвучивающий Винни-Пуха. И пятилетняя я, укутанная в одеяло, готовая уснуть. Но мама так интересно читает, что не до сна — я вновь представляю, как сама шагаю с Пяточком и Винни по лесу, ищу страшных Буку и Бяку и весело смеюсь над ними вместе с мамой. Эти воспоминания согревают меня до сих пор, спустя почти 30 лет. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным, любознательным, добрым и так далее — список можно продолжать. В исследовании о том, что наилучшим образом влияет на развитие ребенка – какие кружки, секции важны — выяснилось, что есть один главный фактор: количество прочитанных книг. Порой я слышу переживания родителей: «Его не заставишь читать! Сидит в своем телефоне». Сами родители при этом тоже не слишком любят книги. Как же быть и что можно поменять, чтобы книги стали пусть небольшой, но интересной частью жизни семьи? Поделюсь несколькими моментами из своего опыта. Совместное чтение перед сном Для развития ребенку необходима совместная деятельность с родителем — время, когда они объединены чем-то, когда обоим интересно. У нас с четырехлетней дочерью есть традиция: перед вечерним сном, а иногда – и перед дневным, мы садимся и читаем. Как правило, Соня сама выбирает книгу. Кстати, лет с трех, когда она выучила буквы, я просила ее прочитать первую строчку, затем пару предложений, потом целый абзац. И так постепенно она научилась читать. То есть процесс обучения гармонично встроился в интересное совместное дело. Сейчас, например, мы читаем всей семьей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова – перед сном уютно располагаемся и с удовольствием слушаем артистичное папино чтение. Это помогает ребенку замедлиться, настроиться на спокойную волну после шумного дня и активных игр. Обсуждение книг После или во время чтения у дочки возникает множество вопросов. «А почему? А как? А что?». Мы терпеливо отвечаем на ее вопросы, обсуждаем их. Так как у ребенка дошкольного возраста мышление конкретное, то живые примеры в книгах – хорошая основа для разговоров о сложном. Например, недавно при чтении «Незнайки» мы коснулись темы совести, которая мучает после нехорошего поступка. Почему плохо обманывать, можно ли делать другому больно, а самому смеяться над этим? Конкретные ситуации из книги помогли нам обсудить это. И не только сказать «правильный ответ», но и выслушать мысли дочки, потому что для ребенка бывает ценнее самому порассуждать, чем сразу получить готовое решение. Учиться размышлять и находить собственные ответы. Для этого родитель может спросить: - А ты сама как думаешь, зачем…? - А как бы ты сделала? - А что бы произошло, если бы он…? И многие другие вопросы, расширяющие контекст. Ребенок лучше усвоит то знание, которое сам добыл. А мы, родители, слушаем рассуждения дочки — это бывает очень забавно и интересно. Разыгрывание историй После совместного прочтения полезно разыграть сюжетно-ролевую историю, ведь игра — ведущая деятельность детей с 3 до 6 лет. Мы это делаем периодически. Для начала выбираем героев – кто из игрушек подойдет на роли. Распределяем, за кого будет ребенок, за кого – остальные члены семьи. Выбираем, какую часть истории будем изображать. Важно, чтобы сюжет был динамичным, не нужно брать все слова, иначе получится затянуто. Недавно, например, мы разыгрывали сказки про Сивку-Бурку, Винни-Пуха и Снежную Королеву. Подбирать нужно те сказки и истории, которые сейчас интересны ребенку. Как быть с подростками? Нужно подбирать интересные им книги. Подросткам понравятся истории о сверстниках, то есть в какой-то степени о себе. Можно читать по ролям или по очереди, обсуждать. Можно час перед сном сделать временем семейного чтения. Знаю примеры, когда мамы подростков так делали. Это успокаивает и помогает проговорить какие-то волнующие моменты не напрямую, а через события в книге. Недавно со мной поделилась впечатлениями одна мама, которая читала вслух своему 10-летнему сыну мою рукопись (повесть в рассказах о подростках «Я как в зеркала смотрюсь в других», готовится к изданию). В том месте, где описывался оценивающий взгляд мамы главного героя, сын сказал: «О, это место для тебя, мам!», и они проговорили свои чувства. В процессе чтения сын комментировал истории, и в его реакциях и откликах она слышала, что происходит у него внутри, и лучше понимала его. «В привычной жизни я не успеваю многое заметить, да и сам он не может многое выразить» — сказала она. Таким образом, чтение для них получилось терапевтическим. В завершении предложу книги, которые подойдут для совместного чтения. Невольно вспоминаю строчку из песни Владимира Высоцкого «Балладе о борьбе»: «Значит нужные книги ты в детстве читал» … Выбирайте нужные книги для детей! Для детей 3-6 лет: «Петсон и Финдус» Свен Нурдквист, «Мама Му» Юя Висландер, «Улитка и Кит», «Человеткин» Джулия Дональдсон, «Будни Морковкина», «Море, подари мне друга» Ульяна Сергеева. Для 7-10 лет: «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, «Вафельное сердце», «Вратарь и море» Мария Парр, «Асино лето» Тамара Михеева, «Хайди» Йоханна Спири, «Хроники Нарнии» Клайв Льюис, «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкин, «Денискины рассказы» Виктор Драгунский. Для 11-16 лет: «Аляска» Анна Вольц, «Все из-за мистера Террапта» Роб Буйе, «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ульф Старк, «Давай поедем в Уналашку» Анна Красильщик, «Не предавай меня», «Янка» Тамара Михеева, «Совсем не Аполлон», «Никто не спит» Катарина Киери, «Чат на скамейке» Ульяна Сергеева, «Я не тормоз», «Около музыки» Нина Дашевская. Читайте вместе с детьми, получайте удовольствие и радость!


Похожие новости