Как выдуманные истории помогают решать реальные проблемы - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 23-фев-2023, 10:30

Как выдуманные истории помогают решать реальные проблемы - « Как воспитывать ребенка»


Истории в нашей жизни имеют большое значение: мы смотрим фильмы, читаем книги, слушаем рассказы родных, друзей, коллег. Одни истории — выдуманные, другие — искаженные, а третьи — реальные, но все они что-то подсказывают нам, чему-то учат.


В нашу жизнь вошло понятие «сторителлинг» — искусство доносить поучительную информацию с помощью рассказов и историй. Этот метод очень эффективен в работе с детьми.


Сторителлинг и сказкотерапия


Мы все рассказываем и друг другу, и детям истории: они позволяют поделиться событием, вызвать у собеседника определенные эмоции, заинтересовать его. Суть любой истории — случай или происшествие, которые каким-либо образом изменили жизнь.


Сторителлинг – не просто рассказ, это — история, которая должна научить чему-то, зацепить слушателя, вызвать эмоции. Именно поэтому у неё есть воспитательный потенциал: через придуманные события можно передать опыт решения проблем, нравственные ценности, схему действий в сложной ситуации.


Сторителлингу близка сказкотерапия. Сказка – стопроцентно выдуманная история, которая хорошо помогает в воспитании малышей и младших школьников. В подростковом возрасте дети не верят в сказки, поэтому их заменяют историями, а они интересны людям всех возрастов. Детям свойственно принимать истории близко к сердцу: они смеются над героями, переживают (волнуются) и даже плачут в некоторых ситуациях.


Как помогают выдуманные истории


История для детей – это способ познания окружающего мира, себя и других людей. С их помощью взрослым можно диагностировать детские проблемы, корректировать и направлять развитие и поведение.


Психологи считают, что истории помогают детям снизить уровень агрессии, уменьшить страхи, повысить самооценку, наладить общение со сверстниками. Дело в том, что слушатель смотрит на сложную ситуацию со стороны: это же проблема героя, а не его, значит, появляется элемент объективности. При этом происходит принятие героя, приходит понимание и сочувствие, так как ребёнок или подросток находится в похожей ситуации.


История помогает:



  1. Понять свои чувства и желания.

  2. Увидеть то, что оставалось без внимания, когда переживал собственные трудности.

  3. Проследить последствия различных линий поведения в ситуации.

  4. Рассмотреть внутренние конфликты героев и найти аналогии с собственными.

  5. Расслабиться, выплеснуть эмоции.


Истории можно слушать, а можно сочинять. Для этого существуют специальные пособия: кубики, картинки, карточки. Подростки могут придумывать истории по заданным темам. Суть в том, что в выдуманные детьми истории обязательно попадёт детская проблема, которую опытный взрослый увидит, поймет, уточнит с помощью вопросов и постарается решить с помощью новой истории.


Как придумать хорошую историю


Чтобы история получилась интересной и полезной, нужно следовать правилам.



  1. Выбрать идею — мысль, которую нужно донести до слушателя. История должна затронуть, заинтересовать. Главной идеей должна стать ситуация или проблема, с которой столкнулся ребенок. Идея должна направить ребенка на решение конфликта или заставить подумать о последствиях некоторых действий.

  2. Подобрать героя. Дошкольникам в качестве героя можно предложить сказочного персонажа, а младшие школьники и подростки хорошо воспринимают истории, в которых герой похож на них. Не стоит добиваться явного сходства, иначе ребенок сосредоточится на поиске различий.

  3. Наделить героя потребностями и желаниями, чтобы можно было понять его мотивы. Например, «Мальчик мечтал стать известным футболистом». Остановитесь на особенностях его характера. Важно понять, пассивный или активный герой, несет ли он ответственность за свои действия, как ведёт себя в коллективе и так далее.

  4. Обрисовать мир, в котором живет герой: город, местность, семья, друзья, школа и т. д. А возможно, это сказочный лес или фантастический мир.

  5. Создать структуру рассказа. Логика повествования очень важна. Нужно четко представлять, с чего вы начнете, что потом, чем всё закончиться.

  6. Придумать завязку – момент, который нарушает равновесие. Это может быть поступок героя или какое-то неожиданное событие. Завязка играет роль проблемы, которая заставляет героя действовать.

  7. Проработать кульминацию. Возможно, что исход истории изменит одно единственное событие: решение, победа, действие. Это должен быть самый напряженный момент истории.

  8. Рассказать о чувствах персонажа. Нужно обязательно наделить героя переживаниями и волнениями, чтобы слушатели могли понять мотивы его поступков.


Как использовать выдуманные истории


Во-первых, историю сочиняет и рассказывает взрослый, а ребенок слушает.


Во-вторых, историю можно инсценировать. Очень полезны и эффективны в этом случае куклы-перчатки. Понравившуюся историю ребёнок может показать родственникам — своим голосом, чувствами, движениями через куклу. Подростка можно попросить показать сценку малышу.


В-третьих, истории можно сочинять. Ребенку можно рассказать об идее/рассказать начало и попросить придумать продолжение или концовку. Подростки охотно подключаются к этому процессу.


Важным требованием к использованию историй является умение и желание их рассказывать. В неинтересной истории нет смысла.


Истории в нашей жизни имеют большое значение: мы смотрим фильмы, читаем книги, слушаем рассказы родных, друзей, коллег. Одни истории — выдуманные, другие — искаженные, а третьи — реальные, но все они что-то подсказывают нам, чему-то учат. В нашу жизнь вошло понятие «сторителлинг» — искусство доносить поучительную информацию с помощью рассказов и историй. Этот метод очень эффективен в работе с детьми. Сторителлинг и сказкотерапия Мы все рассказываем и друг другу, и детям истории: они позволяют поделиться событием, вызвать у собеседника определенные эмоции, заинтересовать его. Суть любой истории — случай или происшествие, которые каким-либо образом изменили жизнь. Сторителлинг – не просто рассказ, это — история, которая должна научить чему-то, зацепить слушателя, вызвать эмоции. Именно поэтому у неё есть воспитательный потенциал: через придуманные события можно передать опыт решения проблем, нравственные ценности, схему действий в сложной ситуации. Сторителлингу близка сказкотерапия. Сказка – стопроцентно выдуманная история, которая хорошо помогает в воспитании малышей и младших школьников. В подростковом возрасте дети не верят в сказки, поэтому их заменяют историями, а они интересны людям всех возрастов. Детям свойственно принимать истории близко к сердцу: они смеются над героями, переживают (волнуются) и даже плачут в некоторых ситуациях. Как помогают выдуманные истории История для детей – это способ познания окружающего мира, себя и других людей. С их помощью взрослым можно диагностировать детские проблемы, корректировать и направлять развитие и поведение. Психологи считают, что истории помогают детям снизить уровень агрессии, уменьшить страхи, повысить самооценку, наладить общение со сверстниками. Дело в том, что слушатель смотрит на сложную ситуацию со стороны: это же проблема героя, а не его, значит, появляется элемент объективности. При этом происходит принятие героя, приходит понимание и сочувствие, так как ребёнок или подросток находится в похожей ситуации. История помогает: Понять свои чувства и желания. Увидеть то, что оставалось без внимания, когда переживал собственные трудности. Проследить последствия различных линий поведения в ситуации. Рассмотреть внутренние конфликты героев и найти аналогии с собственными. Расслабиться, выплеснуть эмоции. Истории можно слушать, а можно сочинять. Для этого существуют специальные пособия: кубики, картинки, карточки. Подростки могут придумывать истории по заданным темам. Суть в том, что в выдуманные детьми истории обязательно попадёт детская проблема, которую опытный взрослый увидит, поймет, уточнит с помощью вопросов и постарается решить с помощью новой истории. Как придумать хорошую историю Чтобы история получилась интересной и полезной, нужно следовать правилам. Выбрать идею — мысль, которую нужно донести до слушателя. История должна затронуть, заинтересовать. Главной идеей должна стать ситуация или проблема, с которой столкнулся ребенок. Идея должна направить ребенка на решение конфликта или заставить подумать о последствиях некоторых действий. Подобрать героя. Дошкольникам в качестве героя можно предложить сказочного персонажа, а младшие школьники и подростки хорошо воспринимают истории, в которых герой похож на них. Не стоит добиваться явного сходства, иначе ребенок сосредоточится на поиске различий. Наделить героя потребностями и желаниями, чтобы можно было понять его мотивы. Например, «Мальчик мечтал стать известным футболистом». Остановитесь на особенностях его характера. Важно понять, пассивный или активный герой, несет ли он ответственность за свои действия, как ведёт себя в коллективе и так далее. Обрисовать мир, в котором живет герой: город, местность, семья, друзья, школа и т. д. А возможно, это сказочный лес или фантастический мир. Создать структуру рассказа. Логика повествования очень важна. Нужно четко представлять, с чего вы начнете, что потом, чем всё закончиться. Придумать завязку – момент, который нарушает равновесие. Это может быть поступок героя или какое-то неожиданное событие. Завязка играет роль проблемы, которая заставляет героя действовать. Проработать кульминацию. Возможно, что исход истории изменит одно единственное событие: решение, победа, действие. Это должен быть самый напряженный момент истории. Рассказать о чувствах персонажа. Нужно обязательно наделить героя переживаниями и волнениями, чтобы слушатели могли понять мотивы его поступков. Как использовать выдуманные истории Во-первых, историю сочиняет и рассказывает взрослый, а ребенок слушает. Во-вторых, историю можно инсценировать. Очень полезны и эффективны в этом случае куклы-перчатки. Понравившуюся историю ребёнок может показать родственникам — своим голосом, чувствами, движениями через куклу. Подростка можно попросить показать сценку малышу. В-третьих, истории можно сочинять. Ребенку можно рассказать об идее/рассказать начало и попросить придумать продолжение или концовку. Подростки охотно подключаются к этому процессу. Важным требованием к использованию историй является умение и желание их рассказывать. В неинтересной истории нет смысла.


Похожие новости