Способы повышения детской самооценки - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 20-мар-2023, 10:30

Способы повышения детской самооценки - « Как воспитывать ребенка»


Адекватная самооценка напрямую влияет на психологическое благополучие и успешность человека. Ребенок с адекватной самооценкой способен правильно оценить свои силы, выбрать занятие по душе и в соответствии с возможностями. Он не пасует перед трудностями и спокойно общается со сверстниками и взрослыми, ценит свои успехи и уважает чужие. Если ваш ребенок не уверен в себе и имеет заниженную самооценку, то нужно работать над ее повышением.


Чем опасна низкая самооценка


Из ребенка с низкой самооценкой вырастает несчастный неудачник. Психологический механизм этой ситуации в том, что ребенок изначально принимает на себя роль жертвы: «У меня не получится», «Я сделаю хуже всех», «Я не справлюсь».


Позиция жертвы требует поддержки и опоры. Ребенок с детства, не пытаясь что-то сделать самостоятельно, обращается к взрослому: «Нарисуй мне», «Сделай за меня», «Завяжи, приклей, слепи». При этом родители даже не задумываются над тем, что в основе таких просьб — позиция «Ты сделаешь лучше меня» или «Я все равно сделаю плохо».


Безусловно, взрослый сделает лучше, но дело не в качестве работы, а в самостоятельности и гордости за СВОЕ дело. Дети с низкой самооценкой живут в постоянном страхе, что не получится, что сделают замечание, отругают или отвергнут.


Со временем вырабатывается стойкая позиция перекладывать дела на других, и это становится даже комфортным: «Делайте сами, раз такие умные», «Да, я неудачник, не всем же быть крутыми», «Зачем мучиться, если потом будут переделывать».


Правила формирования адекватной самооценки


Заниженная самооценка часто формируется родителями — мы принимаем роль жертвы ребенка и начинаем его усиленно жалеть.


Самый важный возраст для формирования адекватной самооценки – младший школьный. На этот период приходятся основные проблемы общения или деятельности, подрывающие уверенность в себе. Прежде чем начать работу по повышению детской самооценки, проверьте некоторые позиции своего к нему отношения.


1. Требования к ребенку адекватны? Часто бывает, что дело не в самооценке ребенка, а в завышенных требованиях к нему. Родители отправляют его учиться в гимназию для одаренных детей и ругают за то, что не справляется с программой. Ребенку трудно в школе, да ещё родители упрекают в средствах, которые тратят на образование — тут уже не до активной жизненной позиции. Выражение «Ты что, дурак? Почему не можешь?» приводит к неутешительным выводам.


А если ребенок не одаренный? Не супер-герой и не супер-гений? Не ждите, что он за несколько дней начнет играть на гитаре, заговорит на английском или выиграет сразу Уимблдонский турнир только потому, что вы наняли репетитора. Уважайте возможности своего ребенка.


2. Сравниваете ребенка с другими детьми? Если постоянно говорить ребенку, что другие дети лучше, то как у него может сформироваться адекватная самооценка? Ребенок, безусловно, лучше других по многим параметрам, но вы говорите ему только о недостатках.


Возможно, вам знакомы фразы:
- «Оля смогла написать контрольную на пять, а ты, получается, глупее нее?».
- «Почему у всех получается, а у тебя нет?».
- «Таня выиграла соревнования, а что сделала ты?».
- «Сережа снова обошел тебя на олимпиаде? Я так и знала…».


Если вы говорите подобные фразы ребенку, то от них срочно нужно избавляться.


3. Уважаете мнение молодёжи? Для ребенка мнение ровесников зачастую важнее мнения взрослых. Это закономерно: именно с ними ему дружить и вступать во взрослую жизнь. Ребенок хочет быть своим в коллективе, потому что отвержение начисто убьет его самооценку. Ребенок вам доверяет, но верит и сверстникам. И если они говорят, что что-то «немодно», «не круто» или выглядит «по-идиотски», то так оно и есть. Не пытайтесь переубеждать чадо. Быть белой вороной очень трудно, да и не нужно вовсе.


4. Хвалите ребенка за конкретные достижения? Похвала всегда приятна, особенно за конкретное дело. Хвалите ребенка даже за мелочи: чисто в комнате, убрал и помыл посуду, сделал сам уроки, приготовил сюрприз, позвонил бабушке. Если хвалить ребенка за конкретные успехи, то «корона» у него не появится. Ребенок должен знать, что ценится в людях.


5. Позволяете себе оскорбления в адрес ребенка? Ребенок априори хороший и успешный, он просто может плохо поступить или что-то не так сделать. Не допускайте оскорблений типа «Ты бессовестный», «Ты глупый», «Ты — неудачник», «Ты ничего не добьешься». Замените их на выражения «Ты поступил плохо», «Ты не додумал до конца задачу», «Ты проиграл только в этот раз, впереди ещё много соревнований», «Ты многого добьешься, если научишься...». Так вы оцениваете не ребенка, а его действия.


Упражнения для повышения самооценки


Если исправлены ошибки в отношениях с ребенком, то самое время заняться повышением детской самооценки. Предлагаем несколько простых упражнений.



  • «Лесенка самооценки» Нарисуйте лесенку из 10 ступеней. Расскажите ребенку, что на верхней ступеньке находятся самые хорошие дети, а на первой ступени – плохие. Попросите дочь или сына поставить себя на одну из ступенек и объяснить свою позицию. Эта техника покажет, какова сейчас самооценка ребенка. Дети с адекватной самооценкой ставят себя на 5-7 ступень. В идеале — выше середины: 6-7. А разговор о месте на лестнице поможет ему посмотреть на себя со стороны. Кстати, можно конкретизировать критерии: как учишься/насколько вежлив/насколько красив — выбери для себя соответствующую ступень.

  • «Что в тебе нравится?». Можно поиграть вдвоем, втроем и т. д. Взрослый начинает: «Мне нравится в тебе доброта, ты всегда приходишь на помощь. А тебе во мне?» Ребенок ищет положительные характеристики в другом человеке и отвечает. Затем можно обратиться к другому участнику. Главное — аргументировать похвалу.

  • «Что я умею делать хорошего?». Каждый человек, включая ребенка, говорит о себе: «Я умею хорошо рисовать, а ты?». Если ребенок затрудняется, ему подсказывают взрослые.

  • «Мой хороший поступок». Взрослые и дети по очереди рассказывают о своем хорошем поступке. Остальные должны похвалить.

  • «Дерево успеха». На стене у ребенка нарисуйте (наклейте) дерево. Каждое его достижение записывайте на листочке и клейте на дерево. Пусть у ребенка будет коробочка с листочками, где он сам будет записывать свои достижения. Если он увлекается количеством, записывая мелкие успехи, то позвольте ему это сделать, но сделайте листочки меньшего размера, а другие листочки большими. Пусть он учится оценивать свои успехи по значимости.

  • «Зайка и лев». Взрослый предлагает ребенку представить себя зайкой-трусишкой и рассказать, чего боится зайка. Можно изобразить, как заяц дрожит от страха и прячется. А потом представить себя львом. Чего боится лев? Ничего! Как он ходит? Спокойно, гордо подняв голову. Изобразите льва. Должно быть весело.

  • «Комплименты». Взрослые и дети говорят друг другу комплименты. Главное, чтоб они были честными.

  • «Закончи предложение». Ребенку предлагаются предложения, которые нужно продолжить:
    - Я умею...
    - Я могу...
    - Я хочу научиться...

  • «Мое имя». Ребенок и взрослый по очереди называют разные варианты своего имени, например, Оля, Оленька, Олечка, Олюшка, Леля, Ольга и т.д. Обсудите, как бы он хотел, чтобы его называли дома, как при других детях или в школе (детском саду), как будут его называть в будущем.

  • ««Я» реальное и «Я» идеальное». Попросите ребенка нарисовать себя такого, какой он сейчас. А рядом нарисовать себя идеального, самого лучшего на свете. Посмотрите вместе, что мешает стать идеальным?

  • «Осанка, улыбка, взгляд». Учите детей уверенным движениям: прямая спина, легкая улыбка, прямой взгляд. Напоминайте детям об этом: осанка, улыбка, взгляд. Кстати, и себе напоминайте об этом тоже.


Адекватная самооценка, сформированная в детстве, поможет ребенку стать успешным и счастливым взрослым.


Адекватная самооценка напрямую влияет на психологическое благополучие и успешность человека. Ребенок с адекватной самооценкой способен правильно оценить свои силы, выбрать занятие по душе и в соответствии с возможностями. Он не пасует перед трудностями и спокойно общается со сверстниками и взрослыми, ценит свои успехи и уважает чужие. Если ваш ребенок не уверен в себе и имеет заниженную самооценку, то нужно работать над ее повышением. Чем опасна низкая самооценка Из ребенка с низкой самооценкой вырастает несчастный неудачник. Психологический механизм этой ситуации в том, что ребенок изначально принимает на себя роль жертвы: «У меня не получится», «Я сделаю хуже всех», «Я не справлюсь». Позиция жертвы требует поддержки и опоры. Ребенок с детства, не пытаясь что-то сделать самостоятельно, обращается к взрослому: «Нарисуй мне», «Сделай за меня», «Завяжи, приклей, слепи». При этом родители даже не задумываются над тем, что в основе таких просьб — позиция «Ты сделаешь лучше меня» или «Я все равно сделаю плохо». Безусловно, взрослый сделает лучше, но дело не в качестве работы, а в самостоятельности и гордости за СВОЕ дело. Дети с низкой самооценкой живут в постоянном страхе, что не получится, что сделают замечание, отругают или отвергнут. Со временем вырабатывается стойкая позиция перекладывать дела на других, и это становится даже комфортным: «Делайте сами, раз такие умные», «Да, я неудачник, не всем же быть крутыми», «Зачем мучиться, если потом будут переделывать». Правила формирования адекватной самооценки Заниженная самооценка часто формируется родителями — мы принимаем роль жертвы ребенка и начинаем его усиленно жалеть. Самый важный возраст для формирования адекватной самооценки – младший школьный. На этот период приходятся основные проблемы общения или деятельности, подрывающие уверенность в себе. Прежде чем начать работу по повышению детской самооценки, проверьте некоторые позиции своего к нему отношения. 1. Требования к ребенку адекватны? Часто бывает, что дело не в самооценке ребенка, а в завышенных требованиях к нему. Родители отправляют его учиться в гимназию для одаренных детей и ругают за то, что не справляется с программой. Ребенку трудно в школе, да ещё родители упрекают в средствах, которые тратят на образование — тут уже не до активной жизненной позиции. Выражение «Ты что, дурак? Почему не можешь?» приводит к неутешительным выводам. А если ребенок не одаренный? Не супер-герой и не супер-гений? Не ждите, что он за несколько дней начнет играть на гитаре, заговорит на английском или выиграет сразу Уимблдонский турнир только потому, что вы наняли репетитора. Уважайте возможности своего ребенка. 2. Сравниваете ребенка с другими детьми? Если постоянно говорить ребенку, что другие дети лучше, то как у него может сформироваться адекватная самооценка? Ребенок, безусловно, лучше других по многим параметрам, но вы говорите ему только о недостатках. Возможно, вам знакомы фразы: - «Оля смогла написать контрольную на пять, а ты, получается, глупее нее?». - «Почему у всех получается, а у тебя нет?». - «Таня выиграла соревнования, а что сделала ты?». - «Сережа снова обошел тебя на олимпиаде? Я так и знала…». Если вы говорите подобные фразы ребенку, то от них срочно нужно избавляться. 3. Уважаете мнение молодёжи? Для ребенка мнение ровесников зачастую важнее мнения взрослых. Это закономерно: именно с ними ему дружить и вступать во взрослую жизнь. Ребенок хочет быть своим в коллективе, потому что отвержение начисто убьет его самооценку. Ребенок вам доверяет, но верит и сверстникам. И если они говорят, что что-то «немодно», «не круто» или выглядит «по-идиотски», то так оно и есть. Не пытайтесь переубеждать чадо. Быть белой вороной очень трудно, да и не нужно вовсе. 4. Хвалите ребенка за конкретные достижения? Похвала всегда приятна, особенно за конкретное дело. Хвалите ребенка даже за мелочи: чисто в комнате, убрал и помыл посуду, сделал сам уроки, приготовил сюрприз, позвонил бабушке. Если хвалить ребенка за конкретные успехи, то «корона» у него не появится. Ребенок должен знать, что ценится в людях. 5. Позволяете себе оскорбления в адрес ребенка? Ребенок априори хороший и успешный, он просто может плохо поступить или что-то не так сделать. Не допускайте оскорблений типа «Ты бессовестный», «Ты глупый», «Ты — неудачник», «Ты ничего не добьешься». Замените их на выражения «Ты поступил плохо», «Ты не додумал до конца задачу», «Ты проиграл только в этот раз, впереди ещё много соревнований», «Ты многого добьешься, если научишься.». Так вы оцениваете не ребенка, а его действия. Упражнения для повышения самооценки Если исправлены ошибки в отношениях с ребенком, то самое время заняться повышением детской самооценки. Предлагаем несколько простых упражнений. «Лесенка самооценки» Нарисуйте лесенку из 10 ступеней. Расскажите ребенку, что на верхней ступеньке находятся самые хорошие дети, а на первой ступени – плохие. Попросите дочь или сына поставить себя на одну из ступенек и объяснить свою позицию. Эта техника покажет, какова сейчас самооценка ребенка. Дети с адекватной самооценкой ставят себя на 5-7 ступень. В идеале — выше середины: 6-7. А разговор о месте на лестнице поможет ему посмотреть на себя со стороны. Кстати, можно конкретизировать критерии: как учишься/насколько вежлив/насколько красив — выбери для себя соответствующую ступень. «Что в тебе нравится?». Можно поиграть вдвоем, втроем и т. д. Взрослый начинает: «Мне нравится в тебе доброта, ты всегда приходишь на помощь. А тебе во мне?» Ребенок ищет положительные характеристики в другом человеке и отвечает. Затем можно обратиться к другому участнику. Главное — аргументировать похвалу. «Что я умею делать хорошего?». Каждый человек, включая ребенка, говорит о себе: «Я умею хорошо рисовать, а ты?». Если ребенок затрудняется, ему подсказывают взрослые. «Мой хороший поступок». Взрослые и дети по очереди рассказывают о своем хорошем поступке. Остальные должны похвалить. «Дерево успеха». На стене у ребенка нарисуйте (наклейте) дерево. Каждое его достижение записывайте на листочке и клейте на дерево. Пусть у ребенка будет коробочка с листочками, где он сам будет записывать свои достижения. Если он увлекается количеством, записывая мелкие успехи, то позвольте ему это сделать, но сделайте листочки меньшего размера, а другие листочки большими. Пусть он учится оценивать свои успехи по значимости. «Зайка и лев». Взрослый предлагает ребенку представить себя зайкой-трусишкой и рассказать, чего боится зайка. Можно изобразить, как заяц дрожит от страха и прячется. А потом представить себя львом. Чего боится лев? Ничего! Как он ходит? Спокойно, гордо подняв голову. Изобразите льва. Должно быть весело. «Комплименты». Взрослые и дети говорят друг другу комплименты. Главное, чтоб они были честными. «Закончи предложение». Ребенку предлагаются предложения, которые нужно продолжить: - Я умею. - Я могу. - Я хочу научиться. «Мое имя». Ребенок и взрослый по очереди называют разные варианты своего имени, например, Оля, Оленька, Олечка, Олюшка, Леля, Ольга и т.д. Обсудите, как бы он хотел, чтобы его называли дома, как при других детях или в школе (детском саду), как будут его называть в будущем. ««Я» реальное и «Я» идеальное». Попросите ребенка нарисовать себя такого, какой он сейчас. А рядом нарисовать себя идеального, самого лучшего на свете. Посмотрите вместе, что мешает стать идеальным? «Осанка, улыбка, взгляд». Учите детей уверенным движениям: прямая спина, легкая улыбка, прямой взгляд. Напоминайте детям об этом: осанка, улыбка, взгляд. Кстати, и себе напоминайте об этом тоже. Адекватная самооценка, сформированная в детстве, поможет ребенку стать успешным и счастливым взрослым.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика