- 14-июл-2023, 10:30
Воровство с чужих огородов — как реагировать - « Как воспитывать ребенка»
Вы узнали, что ребенок ворует овощи, ягоды или фрукты с чужого огорода. Прежде чем принимать меры, надо выяснить, каковы причины поведения сына или дочки.
Причины «похода» за чужим урожаем
- Исследование и любопытство. Все дети по природе любознательны и хотят исследовать мир вокруг себя. Они могут заходить на чужие огороды, чтобы узнать, что там происходит.
- Копирование поведения других. Дети могут видеть взрослых или сверстников, которые крадут что-то с чужих огородов, и перенимать их «привычки».
- Желание получить фрукты или овощи, которых нет дома. Если семья не покупает по какой-то причине ягоды, фрукты, овощи, ребенок может взять на себя роль «добытчика».
- Непонимание чужих границ и не признание правил. Ребенок, воруя урожай, не считает это кражей.
- За компанию. Нередко дети крадут арбузы, яблоки, сливы или груши сообща, считая это забавной запретной игрой, от которой «шкалит адреналин».
Что делать?
Проведите беседу. Задавайте открытые вопросы и выслушивайте объяснения, не прибегая к обвинениям или осуждениям. Попытайтесь понять, как причину воровства устранить.
Если ребенок был в чужом саду или в огороде из-за любопытства, объясните, что нужно попросить соседей показать, что его интересует – люди редко отказывают детям.
Если копировал чужое поведение, объясните, что у человека должна быть «своя голова на плечах», и что воровство – преступление.
Хотел взять то, чего нет на своём участке – договоритесь, что посадите нужные растения, а ребенок будет за ними ухаживать. Брать чужое – воровство.
Если хотел внести свой вклад в семью, расскажите, как это сделать правильно, так, чтобы не ущемлять интересы других.
Попросите ребенка вернуть украденные овощи/фрукты и попросить прощения у владельцев огорода. Покаяться надо в любом случае, даже если лакомства из чужого сада уже были съедены. Во время визита можно предложить соседям помощь, чтобы загладить вину.
Объясните детям, что чужая собственность должна быть уважаема, а кража или нарушение границ является неправильным и недопустимым действием. Можно спросить у «нарушителя», что бы он чувствовал, если сломали его деревья, украли его мобильный телефон, испортили его одежду и т. д.
Поясните ребенку, что кража и нарушение чужой собственности имеет негативные последствия. Например, из-за кражи овощей или фруктов соседский ребенок или пожилые хозяева огорода остались без необходимых продуктов.
Предупредите ребенка о возможных рисках для жизни и здоровья. Не секрет, что многие владельцы садовых участков и огородов для защиты от воров могут устанавливать опасные ловушки. Иногда доходит дело даже до капканов или проводов под током.
Наблюдайте и контролируйте поведение своих детей, чтобы убедиться, что они понимают границы, за которые нельзя переступать.
Объясняйте, что даже при большом желании нельзя брать чужое без разрешения. С определенного возраста такая «шалость» будет нарушением закона с соответствующим наказанием.
Подчеркните, что брать чужое, даже если очень хочется, нельзя. Обсудите, что малину, которая так приглянулась на соседнем участке, можно купить на рынке или в магазине.
Поощряйте альтернативные занятия. Предложите своим детям занятия, которые помогут им развиваться и удовлетворять их любознательность. Например, можно вместе посадить деревья на вашем собственном участке или на общественных площадках, где это разрешено, чтобы потом можно было «на законных основаниях» собирать урожай.
Создайте в вашем собственном дворе или огороде интересные и безопасные места, где чадо может играть и развлекаться. Если у ребенка есть достаточно возможностей и развлечений в своей собственной среде, вероятность того, что он будет искать их в чужом огороде, снизится.
Определите наказание. Если все предыдущие меры не помогли, и ребенок продолжает воровать, придётся рассказать о последствиях – наказании. Например, ограничить пользование гаджетом, сократить время развлечений и общения с друзьями, которые могут его «подбить» на кражу в чужом огороде.
Показывайте личный пример и модель правильного поведения. Ребёнок должен видеть и твердо знать, что вы не только не воруете, но и не поощряете такое поведение. Важно показывать ребенку, что правильные моральные ценности и уважение к собственности являются важными для каждого человека.
Обратитесь к специалистам, если поведение ребенка вызывает беспокойство, и он продолжает свои вояжи по чужим огородам, невзирая на предпринимаемые вами меры. Попросите помощи у психолога, педагога или другого профессионала. Обладающие знаниями и опытом специалисты помогут вам разобраться в причинах такого поведения ребенка и предложат индивидуальные стратегии для решения проблемы.
Каждый ребенок уникален, и причины и его поступков могут различаться. Самое главное – не навешивайте клеймо «вора» в порыве гнева за одно сорванное яблоко или горсть малины. Поддерживайте своего ребенка, показывайте, что любите его и будете помогать справляться с трудностями.
Несомненно, кража может быть серьезным поводом для беспокойства и тревоги, однако надо действовать аккуратно, спокойно и грамотно, чтобы не усугубить ситуацию. Надо запастись терпением и временем для поиска ресурсов в преодолении проблемы.