- 19-янв-2024, 10:30
Игры с детьми – удовольствие, воспитание и жизненные навыки - « Как воспитывать ребенка»
Игра — ведущая деятельность детей, необходимая им для полноценного развития. В современном мире с игрой соперничают телефоны, компьютеры, телевизоры и раннее обучение. Всё чаще дети не играют друг с другом, не играют с родителями и родственниками, да и не очень хотят — мультфильмы и компьютерные игры куда интереснее, и партнер в них не нужен. В игрушках отказа нет, но редко какие долго удерживают статус любимых.
Ребенку нужна игра, ведь это — не только способ интересно и весело провести время, но и средство познания окружающего мира. Многочисленные исследования говорят о том, что недоигравшим в детстве детям труднее учиться и налаживать социальные контакты. Малыша нужно учить играть и получать от этого удовольствие.
Не торопите, пусть ребенок побудет наблюдателем. Поскольку дети, особенно маленькие, не всегда знают, как играть, родителям стоит взять на себя роль «тренера» и показать, например, как построить башню из кубиков, как правильно собрать пирамидку из колец разного размера, как «оживить» перчаточную куклу. Ребенок может разрушать все, что вы построили, и наблюдать, что будет дальше. Но пройдет время, и он займет активную позицию.
Старайтесь не навязывать свои игры. Подыграйте, отдайте сыну/дочке «бразды правления», не сдерживайте его фантазию. Участвуйте в игре искренне, иначе будете немедленно «раскрыты», так как дети остро чувствуют фальшь.
Отдавайте ребенку главную роль. Независимо от того, будет ли он врачом, избавляющим людей от болезней, парикмахером или добрым волшебником, делающим людей красивыми и счастливыми, позвольте ему прислушиваться к своим желаниям, дайте возможность проявить инициативу. Это повысит его самооценку и сформирует уверенность.
Будьте полноправным игроком. Если, например, в игре, где ребенок будет инспектором дорожного движения, вы выберете роль «спящего полицейского» на дороге, то вряд ли ребенок захочет продолжать игру. И, напротив, развлечение станет интереснее, если вы будете играть роль нарушителя ПДД, который активно спорит с инспектором.
Фантазируйте вместе. Составьте вместе с ребенком рассказ или сказку с придуманными персонажами и сюжетами, а героями пусть будут герои из прочитанных книг. Развивайте сюжет вашего повествования, придумывайте по очереди новые обстоятельства и приключения.
Обозначьте территорию игр. Игра может увлечь так, что «действие» распространится по всей квартире. Однако, если вы не готовы превратить дом в поле сражений, детский сад для мягких игрушек или ринг для подушечного боя, заранее обозначьте зону для игр. И обязательно договоритесь с ребенком, что после игры вы вместе наведете порядок.
Идеи для игр с ребенком
Волшебная старая коробка из-под бытовой техники может стать норой для плюшевой зверушки, а из носка, надетого на руку, легко сделать неведомое существо. Придумывайте вместе с ребенком сюжеты для этих персонажей.
«Человек-паук». Задача игроков – обойти комнаты, не спускаясь на пол. Передвигаться можно по мебели, переходам, построенным из подручных предметов, перепрыгивать.
«Покорители Вселенной». Возьмите воздушные шары по количеству участников — они будут «незаселенными планетам». Каждый заселяет свою планету, рисуя на ней фломастером жителей, природу, магазины. У кого получится лучше?
«Продай слона». Раздайте всем игрокам по одному предмету, и пусть они постараются убедительно доказать не только важность этой вещи в быту, но и назовут варианты использования не по прямому назначению. Это может быть форма для печенья, пластмассовый лоток для яиц, диванная подушка и др.
«Быстрый ответ». Составьте заранее список с несложными вопросами и предложите дать как можно больше на них ответов в течение минуты. Это — хорошая тренировка скорости реакции и мышления.
«Нарисованная история». Предложите ребенку стать художником и нарисовать ваш рассказ. Например: «На Новый год дети нарядили зеленую елку, украсив ее красными, синими, фиолетовыми и оранжевыми шарами. А под елку поставили розовые коробки с подарками». А что в коробках? Пусть ребенок придумает и нарисует. А потом можно поменяться ролями. Ребенок будет фантазировать, а вы – рисовать.
«Фантастический зверь». На листе бумаги все участники игры рисуют по очереди части тела будущего существа. Один рисует голову, после чего загибает лист, оставляя видимой шею, а дальше по очереди все дорисовывают туловище, лапы, хвост, заворачивая лист. В конце рисунок разворачивают и видят плод своих фантазий! Самое время придумать «чудику» имя и сочинить про него историю!
Вовремя останавливайте игру. Чтобы игра приносила удовольствие и не утомляла ребенка, необходимо ее заканчивать вовремя.
Известно, что игра является одним из эффективных инструментов воспитания. Любая совместная игра со взрослыми приносит большую пользу: ребенок пополняет словарный запас, улучшает качество речи, учится выражать собственные мысли и понимать эмоции других, развивает память, мышление, воображение. Совместная деятельность дает чаду уверенность в том, что его любят, ценят, идут навстречу его желаниям.
Играйте с детьми! Они быстро растут, так давайте насладимся этим временем по полной!
Софья Шевченко
Фото с сайта ug.ru