Онлайн-груминг: как защитить подростка - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 01-июл-2021, 10:30

Онлайн-груминг: как защитить подростка - « Как воспитывать ребенка»


Интернет – одно из важнейших изобретений человечества, дающее пользователям огромные возможности. И конечно, эта сфера не обошлась без многочисленных мошенников и киберпреступников. И если ранее, заботясь о безопасности ребенка, родители учили его не разговаривать с посторонними людьми на улице, никуда не ходить с незнакомцами и не покидать привычные зоны комфорта (детская площадка, проверенный маршрут из школы и т.д.), то сегодня они оказались не готовы к волне киберагрессии.


Груминг как вид киберагрессии


Киберагрессия по отношению к детям, к сожалению, растет. Эксперты выделяют несколько ее видов – от «троллинга» и рассылки угроз до создания специальных групп для издевательств над выбранной «жертвой». Один из видов киберагрессии – груминг.


Груминг – это общение взрослого человека с несовершеннолетним в сети с целью совращения. Преступник может не ограничиться получением фото и видео интимного характера, а потребовать личных встреч. Проблема в том, что подросток в силу своей эмоциональной незрелости и отсутствия «взрослого» опыта не воспринимает его действия как угрозу. Цель преступника (а именно так следует воспринимать его) – втереться в доверие, подружиться и стать очень близким. Для этого используются самые разные манипуляции и психологические техники. В некоторых случаях преступник стремится развить в подростке чувство влюбленности и восхищения, чтобы подтолкнуть на самые откровенные действия. В других – изначально выступает в роли некоего наставника, более опытного человека, который, понимая переживания подростка, готов оказать ему поддержку во всем и поделиться опытом (тоже во всем).


Как обычно действует преступник? Этапы груминга



  • Поиск потенциальной жертвы в сети.

  • Составление эмоционального портрета и изучение интересов, исходя из публикаций и онлайн-активности.

  • Знакомство и завоевание доверия.

  • Стремление оккупировать внимание и изолировать от близкого общения с другими подписчиками.

  • Проявление повышенного внимания, подарки (например, пополнение мобильного, донат в играх и т.д.).

  • Разговоры на интимные темы. Эти разговоры кажутся безобидными, но постепенно подготавливают к мысли о возможности сексуального контакта.

  • Поощрение непослушания, уменьшение авторитета взрослых, подстрекание к рискованным поступкам.


Добившись своей цели и получив, например, фото или видео интимного характера, преступник стремится морально подавить жертву: возможен шантаж, угрозы, принуждение к встрече и реальному сексуальному контакту.


Как защитить подростка от груминга в интернете?


Вручая ребенку гаджет с камерой в праздничной упаковке, например, на день рождения, родители должны отдавать себе отчет, что дают инструмент, который в итоге может стать источником проблем. Задайте себе вопрос: все ли я сделал, чтобы подготовить ребенка к безопасному общению в интернете?


Чем раньше вы начнете «работать» над формированием правильного восприятия ребенком киберпространства, тем лучше. Откровенно говоря, в подростковом возрасте делать это немного поздновато. Основы безопасного поведения должны быть заложены намного раньше, когда у родителей еще есть реальная возможность контролировать онлайн-активность ребенка.


Приведем пример. Мы все учим детей тому, что нельзя сообщать незнакомцам на улице свое имя, фамилию, адрес, нельзя рассказывать о родителях, о том, где они работают и кто сейчас дома. И большинство детей следуют этим наставлениям! Но в то же время многие из родителей упускают эти моменты в сети: там аккаунт ребенка подписан настоящими именем и фамилией, есть информация о домашнем адресе, учебном заведении, дан номер телефона и электронной почты, есть данные о друзьях и близких. По сути – это досье. Чего только стоят с информационной точки зрения посты типа «Сижу одна дома, мои свалили на дачу на 2 дня» или «Ура, улетаем в Египет!». Сеть становится источником информации для злоумышленников.


Советы по безопасности


Как только родители разрешают ребенку самостоятельно использовать какие-либо интернет-ресурсы, необходимо вести разговор о том, что можно и нельзя делать, устанавливать правила и ограничения. Лучше если ребенок, как минимум, до 11 лет не имеет собственных страничек в соцсетях. В возрасте 11-13 лет желательно, чтобы родители имели возможность контролировать круг общения на таких страницах (но не забываем о праве подростка на личное пространство и стремимся к доверительным отношениям).


Каким вопросам и темам необходимо уделить особое внимание при разговоре с ребенком?



  • Детям младшего возраста необходимо объяснить, что не стоит добавлять в друзья людей, которых они не знают в реальности. Подростки часто гонятся за популярностью в сети, за количеством подписчиков и лайков. Для них мерой предосторожности может стать продуманная настройка функций приватности – рекомендуется установить фильтры для действий и выделить группы подписчиков, которые могут активничать на странице.

  • Любая информация, которая может идентифицировать ребенка — его место проживание, нынешнее местоположение и т.д. — должна или отсутствовать в профиле, или быть доступной только ряду реальных подписчиков.

  • Отправка фото и видео интимного характера должна быть для ребенка табу. Очень важно объяснить, что отправленное фото/видео перестает принадлежать владельцу, и получатель может найти ему любое применение – от размещения на порно-сайте до шантажа.

  • Следует поговорить о недопустимости хранения в гаджетах слишком личных или компрометирующих фото и видео. Всегда присутствует риск потери телефона или его взлома. И тогда ребенок окажется под ударом.

  • Учите детей анализировать аккаунты подписчиков, которые очень активно ищут общения, или навязчиво пытаются завладеть вниманием. Если этот человек не присутствует в реальном общении, то лучше ограничить контакты с ним.


Признаки того, что ваш ребенок подвергся грумингу или другому виду киберагрессии:



  • постоянное состояние подавленности, замкнутость и плохое настроение;

  • отказ посещать школу, выходить на улицу и общаться с друзьями;

  • агрессивность и колебание настроения;

  • состояние тревожности и паники, страха;

  • излишняя скрытность в отношении своей онлайн-активности – страх, что кто-то увидит экран телефона или планшета, установка паролей и постоянное хранение гаджета при себе;

  • уход из дома и встречи с кем-то без пояснений.


Даже один из таких признаков должен стать для родителей поводом для откровенного разговора с ребенком. А если их собирается целый комплекс, то необходимо срочно принимать меры.


Важно! Любые разговоры о «жизни» подростка в сети не должны сопровождаться агрессией, нравоучениями и криками, потому что ребенок будет обороняться. И в современных условиях запретами сложно решить любую проблему, тем более связанную с интернет-пространством. Доверительные отношения и понимание должны стать «оружием» родителей. Их задача – сформировать у ребенка уверенность, что он всегда может обратиться к ним за помощью! В любой сложной ситуации! Даже когда кажется, что мир рушится, что попал в кошмар, от которого никуда нельзя спрятаться, когда стыдно и страшно.


Интернет – одно из важнейших изобретений человечества, дающее пользователям огромные возможности. И конечно, эта сфера не обошлась без многочисленных мошенников и киберпреступников. И если ранее, заботясь о безопасности ребенка, родители учили его не разговаривать с посторонними людьми на улице, никуда не ходить с незнакомцами и не покидать привычные зоны комфорта (детская площадка, проверенный маршрут из школы и т.д.), то сегодня они оказались не готовы к волне киберагрессии. Груминг как вид киберагрессии Киберагрессия по отношению к детям, к сожалению, растет. Эксперты выделяют несколько ее видов – от «троллинга» и рассылки угроз до создания специальных групп для издевательств над выбранной «жертвой». Один из видов киберагрессии – груминг. Груминг – это общение взрослого человека с несовершеннолетним в сети с целью совращения. Преступник может не ограничиться получением фото и видео интимного характера, а потребовать личных встреч. Проблема в том, что подросток в силу своей эмоциональной незрелости и отсутствия «взрослого» опыта не воспринимает его действия как угрозу. Цель преступника (а именно так следует воспринимать его) – втереться в доверие, подружиться и стать очень близким. Для этого используются самые разные манипуляции и психологические техники. В некоторых случаях преступник стремится развить в подростке чувство влюбленности и восхищения, чтобы подтолкнуть на самые откровенные действия. В других – изначально выступает в роли некоего наставника, более опытного человека, который, понимая переживания подростка, готов оказать ему поддержку во всем и поделиться опытом (тоже во всем). Как обычно действует преступник? Этапы груминга Поиск потенциальной жертвы в сети. Составление эмоционального портрета и изучение интересов, исходя из публикаций и онлайн-активности. Знакомство и завоевание доверия. Стремление оккупировать внимание и изолировать от близкого общения с другими подписчиками. Проявление повышенного внимания, подарки (например, пополнение мобильного, донат в играх и т.д.). Разговоры на интимные темы. Эти разговоры кажутся безобидными, но постепенно подготавливают к мысли о возможности сексуального контакта. Поощрение непослушания, уменьшение авторитета взрослых, подстрекание к рискованным поступкам. Добившись своей цели и получив, например, фото или видео интимного характера, преступник стремится морально подавить жертву: возможен шантаж, угрозы, принуждение к встрече и реальному сексуальному контакту. Как защитить подростка от груминга в интернете? Вручая ребенку гаджет с камерой в праздничной упаковке, например, на день рождения, родители должны отдавать себе отчет, что дают инструмент, который в итоге может стать источником проблем. Задайте себе вопрос: все ли я сделал, чтобы подготовить ребенка к безопасному общению в интернете? Чем раньше вы начнете «работать» над формированием правильного восприятия ребенком киберпространства, тем лучше. Откровенно говоря, в подростковом возрасте делать это немного поздновато. Основы безопасного поведения должны быть заложены намного раньше, когда у родителей еще есть реальная возможность контролировать онлайн-активность ребенка. Приведем пример. Мы все учим детей тому, что нельзя сообщать незнакомцам на улице свое имя, фамилию, адрес, нельзя рассказывать о родителях, о том, где они работают и кто сейчас дома. И большинство детей следуют этим наставлениям! Но в то же время многие из родителей упускают эти моменты в сети: там аккаунт ребенка подписан настоящими именем и фамилией, есть информация о домашнем адресе, учебном заведении, дан номер телефона и электронной почты, есть данные о друзьях и близких. По сути – это досье. Чего только стоят с информационной точки зрения посты типа «Сижу одна дома, мои свалили на дачу на 2 дня» или «Ура, улетаем в Египет!». Сеть становится источником информации для злоумышленников. Советы по безопасности Как только родители разрешают ребенку самостоятельно использовать какие-либо интернет-ресурсы, необходимо вести разговор о том, что можно и нельзя делать, устанавливать правила и ограничения. Лучше если ребенок, как минимум, до 11 лет не имеет собственных страничек в соцсетях. В возрасте 11-13 лет желательно, чтобы родители имели возможность контролировать круг общения на таких страницах (но не забываем о праве подростка на личное пространство и стремимся к доверительным отношениям). Каким вопросам и темам необходимо уделить особое внимание при разговоре с ребенком? Детям младшего возраста необходимо объяснить, что не стоит добавлять в друзья людей, которых они не знают в реальности. Подростки часто гонятся за популярностью в сети, за количеством подписчиков и лайков. Для них мерой предосторожности может стать продуманная настройка функций приватности – рекомендуется установить фильтры для действий и выделить группы подписчиков, которые могут активничать на странице. Любая информация, которая может идентифицировать ребенка — его место проживание, нынешнее местоположение и т.д. — должна или отсутствовать в профиле, или быть доступной только ряду реальных подписчиков. Отправка фото и видео интимного характера должна быть для ребенка табу. Очень важно объяснить, что отправленное фото/видео перестает принадлежать владельцу, и получатель может найти ему любое применение – от размещения на порно-сайте до шантажа. Следует поговорить о недопустимости хранения в гаджетах слишком личных или компрометирующих фото и видео. Всегда присутствует риск потери телефона или его взлома. И тогда ребенок окажется под ударом. Учите детей анализировать аккаунты подписчиков, которые очень активно ищут общения, или навязчиво пытаются завладеть вниманием. Если этот человек не присутствует в реальном общении, то лучше ограничить контакты с ним. Признаки того, что ваш ребенок подвергся грумингу или другому виду киберагрессии: постоянное состояние подавленности, замкнутость и плохое настроение; отказ посещать школу, выходить на улицу и общаться с друзьями; агрессивность и колебание настроения; состояние тревожности и паники, страха; излишняя скрытность в отношении своей онлайн-активности – страх, что кто-то увидит экран телефона или планшета, установка паролей и постоянное хранение гаджета при себе; уход из дома и встречи с кем-то без пояснений. Даже один из таких признаков должен стать для родителей поводом для откровенного разговора с ребенком. А если их собирается целый комплекс, то необходимо срочно принимать меры. Важно! Любые разговоры о «жизни» подростка в сети не должны сопровождаться агрессией, нравоучениями и криками, потому что ребенок будет обороняться. И в современных условиях запретами сложно решить любую проблему, тем более связанную с интернет-пространством. Доверительные отношения и понимание должны стать «оружием» родителей. Их задача – сформировать у ребенка уверенность, что он всегда может обратиться к ним за помощью! В любой сложной ситуации! Даже когда кажется, что мир рушится, что попал в кошмар, от которого никуда нельзя спрятаться, когда стыдно и страшно.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика