- 03-фев-2023, 10:30
Социологи СПбГУ: более 90 % российских подростков позитивно оценивают свое будущее - «Кузюшка»
| РФ
В опросе приняли участие более 315 000 человек из 85 регионов России
Специалисты Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ совместно со студентами Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ провели масштабное исследование потребностей и взглядов на будущее подростков страны. Выяснилось, что более 90 % опрошенных положительно оценивают свое будущее. В опросе приняли участие более 315 000 человек из 85 регионов России.
Участниками исследования стали не только подростки в возрасте от 14 до 17 лет, но также их родители, педагоги и специалисты, оказывающие профессиональную помощь подросткам, например психологи. Опрос показал, что более половины подростков имеют сформированные планы на будущее, а абсолютное большинство оценивает его позитивно: 91 % респондентов уверены, что смогут осуществить свои планы. Однако некоторые молодые люди испытывают тревогу в отношении своего будущего.
В исследовании СПбГУ приняли участие 136 438 подростков от 14 до 17 лет, 123 870 родителей детей этого возраста, 41 299 педагогов и 14 052 специалиста в области оказания профессиональной помощи подросткам.
Опрос проведен в рамках стратегической программы уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой «Подростки России» на платформе «Росподрос», ресурса для специалистов, работающих с подростками, родителей и самих подростков.
Как отмечают исследователи, в планах на будущее у подростков прослеживается стремление к самостоятельности и сепарации, а также получению образования. Так, 57 % опрошенных планируют в ближайшие пять лет переехать от родителей, 38 % — трудоустроиться.
Кроме этого, специалисты СПбГУ уделили внимание тревогам подростков и взрослых, а также вопросам оказания помощи. Так, например, 80 % молодых людей проводят три часа в день и более в интернете — сюда относится общение в социальных сетях, просмотр фильмов и другие подобные варианты досуга. Более семи часов в день на это тратит 20 % опрошенных, что вызывает тревогу у большинства взрослых участников опроса. Однако многие подростки используют интернет-сервисы для собственного развития — обучения, творчества и самореализации в профессиональной сфере.
Среди трудностей, которые влияют на общее состояние подростков, следует выделить высокий объем учебной нагрузки. Педагоги и специалисты по профессиональной помощи, принявшие участие в исследовании, отметили, что с таким объемом не справляется более 30 % учеников, а больше половины подростков сказали, что это снижает их желание учиться. Негативно повлиять на состояние школьников могут также напряженные отношения с людьми. Так, у большинства респондентов-учеников был по меньшей мере единичный случай конфликта с одноклассниками или учителями.
При этом большая часть опрошенных подростков отметили, что никогда не обращались к специалисту за психологической помощью, не ощущая необходимость такой поддержки.
Как отметила директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова, проведенное исследование — большой шаг в развитии направленной помощи подросткам в решении их проблем.
«Позитивные изменения в положении подростков возможны при комплексном взаимодействии родителей, педагогов, специалистов, подростков и государственной политики. Именно такой подход позволит достичь благополучия в основных сферах жизни подростка», — отметила Майя Русакова.
По словам уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, данные опроса будут востребованы среди организаций, работающих с детьми и подростками.
«Столь масштабное исследование жизни и ожиданий подростков, вопросов взаимодействия с ними специалистов и родителей проведено в России впервые. Оно ценно для всех, кто так или иначе занимается проблемами детей и молодежи: органов власти, образовательного и научного сообщества, некоммерческих организаций. Для института уполномоченных по правам ребенка результаты опроса — источник для принятия решений по развитию системной работы с подростками. Уверена, наше сотрудничество с Университетом будет продолжено», — прокомментировала Мария Львова-Белова.
Источник: СПГУ