Принципы воспитания Эллен Кей - «Методики воспитания» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 11-апр-2022, 10:30

Принципы воспитания Эллен Кей - «Методики воспитания»


06.04.2022 09:22





Шведская писательница и педагог Эллен Каролина Софья Кей (1849-1926) отстаивала идеи «свободного воспитания». В каждом ребенке есть заложенный природой творческий потенциал, считала она, и задача взрослого — помочь ему раскрыться.




7 принципов воспитания Эллен Кей



  • Не позволяйте детям получать что-либо с помощью слез;

  • Говоря об обязанностях, не упоминайте вознаграждение, не «подкупайте» детей;

  • Никогда не лгите детям и не запугивайте их;

  • Никогда не бейте детей;

  • Позвольте им помочь самим себе;

  • Безоговорочное послушание, но минимум приказов; последовательная строгость, но минимум угроз;

  • Наказание как метод воспитания только подкрепляет животную, низкую природу, которую необходимо искоренить.


«Век ребенка»


Самым известным педагогическим трудом Эллен Кей стала книга «Век ребенка», которая была опубликована в 1900 году. В ней она объединила свои рассуждения о воспитании, материнстве и положении женщин в обществе.


Равенство в семье стало одной из ключевых идей для Кей. Она считала, что не только родители должны общаться с детьми на равных, но также у братьев и сестер должно быть одинаковое положение, ведь только в партнерских отношениях может получиться здоровая среда для воспитания гармоничной личности.


Эллен также считала необходимым совместное обучение мальчиков и девочек: «Старинная педагогическая поговорка гласит «Учатся для жизни, а не для школы». Между тем, пока оба пола в течение большей части жизни будут удалены друг от друга разделением предметов обучения, воспитание будет неправильным и непригодным для жизни, которая их ожидает и в которой по закону природы общий труд и общая деятельность мужа и жены должны быть нормальным явлением».


Она подчеркивала, что мамам и папам важно в некотором смысле «превратиться в детей» — не только воспитывать и учить своего ребенка, но и играть с ним, сохраняя при этом рассудительность в разговорах и не пускаясь в «притворное ребячество».


Кей осуждала гиперопеку, хотя и понимала, что часто ее источником становится родительское стремление проявлять нежность и заботу. Она подчеркивала, что детей не нужно излишне направлять — они должны иметь возможность принимать решения в соответствии с собственными чувствами: «Не оставлять ребенка в покое — самое большое преступление современного воспитания против самого ребенка».


Кей призывала родителей быть искренними с детьми и не лицемерить — не осуждать их за поступки, к которым склонны мама и папа. «Ребенок в глубине своего внутреннего «я» чувствует, что он имеет право быть «нехорошим», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно», — писала Кей.


Наказания и физическое насилие


Эллен была противницей побоев в воспитании, называла их неприемлемой мерой, которая только травмирует ребенка, вызывает в нем страх и ненависть, но не развивает хороших качеств. В своих трудах она писала, что побои вызывают в детях только горечь, жажду мщения и подхалимство, а страх она называла главным несчастьем детского возраста. «С тех пор как появилась возможность воздействовать на душу духовными средствами, побои признаны унижающими достоинство как того, кто наносит их, так и того, кому они наносятся».


В книге «Век ребенка» Кей выразила солидарность с идеями английского философа Герберта Спенсера, который писал, что наказанием для ребенка должна быть только физическая боль от его собственных действий, которую он сам себе причинил. Если ребенок, например, слишком быстро бегает, то его «естественным наказанием» станет ушиб или падение.


Эллен советовала родителям не пытаться защитить ребенка от его собственных ошибок. Только так он сам для себя поймет, чего лучше не делать. «Если речь идет о какой-нибудь опасности, от которой хотят оградить ребенка внушением ему страха перед ней, то следует предоставить самой вещи действовать устрашающим или неприятным образом на ребенка». Вместе с этим Кей подчеркивала, что «естественные наказания» иногда могут быть опасны для здоровья.


Святость материнства


В XIX веке взгляды на материнство в Европе начали меняться. Исключением не стала и Швеция. Сама Эллен воспринимала материнство как полноценную работу и была уверена, что она должна наравне с профессиональной деятельностью иметь авторитет в обществе: «Наступит время, когда материнство будет считаться священным, если это материнство явилось последствием чистой и действительной любви и вызвало серьезное сознание материнских обязанностей».


Эллен Кей поддерживала идею норвежского писателя Бьёрнстерне Бьёрнсона о том, что, если женщина хочет стать матерью, у нее должно быть право сделать это без вступления в брак. Кей считала, что для детей пагубно расти в негармоничном браке, поэтому супруги должны иметь возможность разойтись по обоюдному желанию.


«У меня нет и тени намерения лишать общественную жизнь и общественный труд благотворного влияния опытных и мыслящих матерей. Я хочу только указать на то переутомление, которое является последствием затраты своих сил на чрезвычайно развившуюся теперь светскую и общественную жизнь и деятельность».


Кей требовала пересмотреть условия женского труда. Она считала недопустимым, что женщины после нескольких лет работы выходят замуж, после чего бросают научные и профессиональные занятия. Вплоть до своей смерти она продолжала выступать с лекциями про феминизм, историю и литературу и опубликовала несколько десятков книг, оставшись в истории как одна из основоположниц свободной педагогики.


06.04.2022 09:22 Шведская писательница и педагог Эллен Каролина Софья Кей (1849-1926) отстаивала идеи «свободного воспитания». В каждом ребенке есть заложенный природой творческий потенциал, считала она, и задача взрослого — помочь ему раскрыться. 7 принципов воспитания Эллен Кей Не позволяйте детям получать что-либо с помощью слез; Говоря об обязанностях, не упоминайте вознаграждение, не «подкупайте» детей; Никогда не лгите детям и не запугивайте их; Никогда не бейте детей; Позвольте им помочь самим себе; Безоговорочное послушание, но минимум приказов; последовательная строгость, но минимум угроз; Наказание как метод воспитания только подкрепляет животную, низкую природу, которую необходимо искоренить. «Век ребенка» Самым известным педагогическим трудом Эллен Кей стала книга «Век ребенка», которая была опубликована в 1900 году. В ней она объединила свои рассуждения о воспитании, материнстве и положении женщин в обществе. Равенство в семье стало одной из ключевых идей для Кей. Она считала, что не только родители должны общаться с детьми на равных, но также у братьев и сестер должно быть одинаковое положение, ведь только в партнерских отношениях может получиться здоровая среда для воспитания гармоничной личности. Эллен также считала необходимым совместное обучение мальчиков и девочек: «Старинная педагогическая поговорка гласит «Учатся для жизни, а не для школы». Между тем, пока оба пола в течение большей части жизни будут удалены друг от друга разделением предметов обучения, воспитание будет неправильным и непригодным для жизни, которая их ожидает и в которой по закону природы общий труд и общая деятельность мужа и жены должны быть нормальным явлением». Она подчеркивала, что мамам и папам важно в некотором смысле «превратиться в детей» — не только воспитывать и учить своего ребенка, но и играть с ним, сохраняя при этом рассудительность в разговорах и не пускаясь в «притворное ребячество». Кей осуждала гиперопеку, хотя и понимала, что часто ее источником становится родительское стремление проявлять нежность и заботу. Она подчеркивала, что детей не нужно излишне направлять — они должны иметь возможность принимать решения в соответствии с собственными чувствами: «Не оставлять ребенка в покое — самое большое преступление современного воспитания против самого ребенка». Кей призывала родителей быть искренними с детьми и не лицемерить — не осуждать их за поступки, к которым склонны мама и папа. «Ребенок в глубине своего внутреннего «я» чувствует, что он имеет право быть «нехорошим», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно», — писала Кей. Наказания и физическое насилие Эллен была противницей побоев в воспитании, называла их неприемлемой мерой, которая только травмирует ребенка, вызывает в нем страх и ненависть, но не развивает хороших качеств. В своих трудах она писала, что побои вызывают в детях только горечь, жажду мщения и подхалимство, а страх она называла главным несчастьем детского возраста. «С тех пор как появилась возможность воздействовать на душу духовными средствами, побои признаны унижающими достоинство как того, кто наносит их, так и того, кому они наносятся». В книге «Век ребенка» Кей выразила солидарность с идеями английского философа Герберта Спенсера, который писал, что наказанием для ребенка должна быть только физическая боль от его собственных действий, которую он сам себе причинил. Если ребенок, например, слишком быстро бегает, то его «естественным наказанием» станет ушиб или падение. Эллен советовала родителям не пытаться защитить ребенка от его собственных ошибок. Только так он сам для себя поймет, чего лучше не делать. «Если речь идет о какой-нибудь опасности, от которой хотят оградить ребенка внушением ему страха перед ней, то следует предоставить самой вещи действовать устрашающим или неприятным образом на ребенка». Вместе с этим Кей подчеркивала, что «естественные наказания» иногда могут быть опасны для здоровья. Святость материнства В XIX веке взгляды на материнство в Европе начали меняться. Исключением не стала и Швеция. Сама Эллен воспринимала материнство как полноценную работу и была уверена, что она должна наравне с профессиональной деятельностью иметь авторитет в обществе: «Наступит время, когда материнство будет считаться священным, если это материнство явилось последствием чистой и действительной любви и вызвало серьезное сознание материнских обязанностей». Эллен Кей поддерживала идею норвежского писателя Бьёрнстерне Бьёрнсона о том, что, если женщина хочет стать матерью, у нее должно быть право сделать это без вступления в брак. Кей считала, что для детей пагубно расти в негармоничном браке, поэтому супруги должны иметь возможность разойтись по обоюдному желанию. «У меня нет и тени намерения лишать общественную жизнь и общественный труд благотворного влияния опытных и мыслящих матерей. Я хочу только указать на то переутомление, которое является последствием затраты своих сил на чрезвычайно развившуюся теперь светскую и общественную жизнь и деятельность». Кей требовала пересмотреть условия женского труда. Она считала недопустимым, что женщины после нескольких лет работы выходят замуж, после чего бросают научные и профессиональные занятия. Вплоть до своей смерти она продолжала выступать с лекциями про феминизм, историю и литературу и опубликовала несколько десятков книг, оставшись в истории как одна из основоположниц свободной педагогики.


Похожие новости