Зачем нужно экологическое воспитание - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 12-апр-2022, 10:30

Зачем нужно экологическое воспитание - « Как воспитывать ребенка»


Сегодня все чаще можно услышать призывы о необходимости экологического воспитания детей. Влияние человека на природу на протяжении многих веков носило разрушающий характер. А со второй половины XIX века, когда технологический прогресс вышел на новый уровень, это влияние приобрело такие масштабы, что природа не успевает с ним справляться. Внимание проблемам экологии уделяется во всем мире — приоритетным стало движение: «Человек + Природа = Единство».


Однако многочисленные международные программы по решению экологических проблем до сих пор не дают желаемого результата. Во-первых, они обладают долгосрочным эффектом: просто невозможно за 5-10 лет исправить вред, наносимый столетиями. Во-вторых, отсутствует понимание глобальных экологических проблем и возможностей их решения на уровне каждого человека. Именно второй аспект призвано «подтянуть» экологическое воспитание.


Экологическое воспитание – это формирование у человека убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Человек, получивший экологическое воспитание, осознает ценность природных ресурсов и всего живого на земле, понимает силу и возможности природы, но также знает, что они небезграничные и требуют бережного обращения.


Главные цели экологического воспитания:



  • Ознакомление с современными экологическими проблемами — глобальными и региональными.

  • Обучение сознательному отношению к природе и всему живому на земле.

  • Знакомство с конкретными методами сохранения окружающей среды.


Что дает ребенку экологическое воспитание?



  • Экологическое воспитание не только формирует готовность защищать природу, но и закладывает основы нравственности в ребенке.

  • Новые знания об окружающем мире и процессах, происходящих в нем, способствуют развитию интеллекта и аналитических способностей.

  • Развивает способность видеть красоту природы и формирует чувство эстетики.

  • Наблюдение за природой развивает внимание и память.

  • Навыки ухода за животными и растениями учат сопереживать живым существам.  


В каком возрасте следует начинать экологическое воспитание?


Собственно, ребенок в возрасте 3-4 лет уже начинает активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. И это — лучший период для того, чтобы прививать ему навыки бережного отношения ко всему живому.


В дошкольном возрасте ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. Малыш на подсознательном уровне перенимает модель поведения взрослых, и в первую очередь, родителей. Слова папы или мамы о том, что нельзя обижать животных, совершенно бесполезны, если в следующий момент родитель будет прогонять камнями с детской площадки случайно забредшего туда бездомного пса.


Доступные способы экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте


Начинать следует с наблюдения за природой. Нужно объяснить малышу, что человек (даже ребенок) в большинстве случаев сильнее и умнее других живых существ, и на нем лежит ответственность за сохранение их жизни. Расскажите, что нельзя тянуть собаку или кота за хвост, а также отрывать бабочке крылья, топтать цветок и т. д, потому что живые существа испытывают боль и могут погибнуть от неправильного обращения.


Несколько простых способов знакомства с окружающей природой в рамках экологического воспитания:



  • При знакомстве с животными (кошка, собака, пони и др.) учите ребенка гладить их очень аккуратно – это процесс должен доставлять удовольствие обоим «сторонам».

  • Учите малыша, что за некоторыми животными лучше просто наблюдать – делать это необходимо тихонько, чтобы не испугать. Речь идет о птичках, белочках, бабочках, например. Показывайте, что такое наблюдение может быть очень интересным – как птички ищут корм, как они общаются между собой и т.д.

  • Полезными будут и наблюдения за растениями. Продемонстрируйте, что если не ломать ветку, кустик или стебель, то каждый день можно наблюдать, как появляются новые листики, как они увеличиваются в размерах, появляются и раскрываются цветочки. Кроме того, растения – это отличное пособие для изучения форм, цветов и текстур.

  • Дети старшего дошкольного возраста или школьники могут стать отличными помощниками в уходе за растениями и животными.


Популярная и распространенная практика – уход за домашними животными. Это действительно замечательно, но при одном условии – родители не должны целиком перекладывать ответственность за животное на ребенка, независимо от того, собака это, кот, хомяк или рыбки! Ребенок может не справиться с возложенной на него ответственность или просто забывать, и нет ничего хуже, чем вид неухоженного, замученного и несчастного животного перед глазами. И верх безответственности взрослых – возврат животного, ведь в первую очередь нужно демонстрировать ответственность за братьев меньших и прививать это качество ребенку.


Если нет возможности завести домашнего питомца, то сделайте семейной традицией посещать:



  • зоопарк;

  • выставки кошек и собак;

  • экофермы;

  • ботанические сады и дендрарии;

  • зоологические музеи и т.д.


Уделяя внимание экологическому воспитанию ребенка, вы способствуете формированию личности с устойчивыми моральными принципами и ответственным отношением ко всему живому. И наиболее эффективным экологическое воспитание будет в том случае, если оно подкреплено личным примером родителей.


Сегодня все чаще можно услышать призывы о необходимости экологического воспитания детей. Влияние человека на природу на протяжении многих веков носило разрушающий характер. А со второй половины XIX века, когда технологический прогресс вышел на новый уровень, это влияние приобрело такие масштабы, что природа не успевает с ним справляться. Внимание проблемам экологии уделяется во всем мире — приоритетным стало движение: «Человек Природа = Единство». Однако многочисленные международные программы по решению экологических проблем до сих пор не дают желаемого результата. Во-первых, они обладают долгосрочным эффектом: просто невозможно за 5-10 лет исправить вред, наносимый столетиями. Во-вторых, отсутствует понимание глобальных экологических проблем и возможностей их решения на уровне каждого человека. Именно второй аспект призвано «подтянуть» экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это формирование у человека убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Человек, получивший экологическое воспитание, осознает ценность природных ресурсов и всего живого на земле, понимает силу и возможности природы, но также знает, что они небезграничные и требуют бережного обращения. Главные цели экологического воспитания: Ознакомление с современными экологическими проблемами — глобальными и региональными. Обучение сознательному отношению к природе и всему живому на земле. Знакомство с конкретными методами сохранения окружающей среды. Что дает ребенку экологическое воспитание? Экологическое воспитание не только формирует готовность защищать природу, но и закладывает основы нравственности в ребенке. Новые знания об окружающем мире и процессах, происходящих в нем, способствуют развитию интеллекта и аналитических способностей. Развивает способность видеть красоту природы и формирует чувство эстетики. Наблюдение за природой развивает внимание и память. Навыки ухода за животными и растениями учат сопереживать живым существам. В каком возрасте следует начинать экологическое воспитание? Собственно, ребенок в возрасте 3-4 лет уже начинает активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. И это — лучший период для того, чтобы прививать ему навыки бережного отношения ко всему живому. В дошкольном возрасте ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. Малыш на подсознательном уровне перенимает модель поведения взрослых, и в первую очередь, родителей. Слова папы или мамы о том, что нельзя обижать животных, совершенно бесполезны, если в следующий момент родитель будет прогонять камнями с детской площадки случайно забредшего туда бездомного пса. Доступные способы экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте Начинать следует с наблюдения за природой. Нужно объяснить малышу, что человек (даже ребенок) в большинстве случаев сильнее и умнее других живых существ, и на нем лежит ответственность за сохранение их жизни. Расскажите, что нельзя тянуть собаку или кота за хвост, а также отрывать бабочке крылья, топтать цветок и т. д, потому что живые существа испытывают боль и могут погибнуть от неправильного обращения. Несколько простых способов знакомства с окружающей природой в рамках экологического воспитания: При знакомстве с животными (кошка, собака, пони и др.) учите ребенка гладить их очень аккуратно – это процесс должен доставлять удовольствие обоим «сторонам». Учите малыша, что за некоторыми животными лучше просто наблюдать – делать это необходимо тихонько, чтобы не испугать. Речь идет о птичках, белочках, бабочках, например. Показывайте, что такое наблюдение может быть очень интересным – как птички ищут корм, как они общаются между собой и т.д. Полезными будут и наблюдения за растениями. Продемонстрируйте, что если не ломать ветку, кустик или стебель, то каждый день можно наблюдать, как появляются новые листики, как они увеличиваются в размерах, появляются и раскрываются цветочки. Кроме того, растения – это отличное пособие для изучения форм, цветов и текстур. Дети старшего дошкольного возраста или школьники могут стать отличными помощниками в уходе за растениями и животными. Популярная и распространенная практика – уход за домашними животными. Это действительно замечательно, но при одном условии – родители не должны целиком перекладывать ответственность за животное на ребенка, независимо от того, собака это, кот, хомяк или рыбки! Ребенок может не справиться с возложенной на него ответственность или просто забывать, и нет ничего хуже, чем вид неухоженного, замученного и несчастного животного перед глазами. И верх безответственности взрослых – возврат животного, ведь в первую очередь нужно демонстрировать ответственность за братьев меньших и прививать это качество ребенку. Если нет возможности завести домашнего питомца, то сделайте семейной традицией посещать: зоопарк; выставки кошек и собак; экофермы; ботанические сады и дендрарии; зоологические музеи и т.д. Уделяя внимание экологическому воспитанию ребенка, вы способствуете формированию личности с устойчивыми моральными принципами и ответственным отношением ко всему живому. И наиболее эффективным экологическое воспитание будет в том случае, если оно подкреплено личным примером родителей.


Похожие новости