Синдром учительского ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 07-окт-2021, 10:30

Синдром учительского ребенка - « Как воспитывать ребенка»


В обществе существует установка: «ребёнок педагога должен быть примером: хорошо учиться, всегда выполнять домашнее задание, хорошо себя вести. В общем, должен, должен, должен…» В связи с этим и родители, и учителя часто предъявляют к детям педагогов непомерные требования, груз которых давит на психику и может привести к неврозам и детей, и родителей.


Учитель и его собственный ребенок


У детей педагогов нет нормальной школьной жизни: они всегда на виду, их сравнивают, их упрекают. Плохое поведение и проблемы с учебой сразу сказываются на репутации родителя:


- своим ребенком займитесь;


- своего воспитайте;


- как вы можете чужих детей учить, если своего не можете и т.д.


Добавьте сюда предвзятое отношение одноклассников, недоверие к объективности оценок, постоянный контроль родителя – полный набор психотравмирующих ситуаций. Трудно сказать, кому сложнее: учительскому ребенку или самому учителю, но безусловно, постоянное напряжение присутствует в их школьной жизни.


Педагоги часто шутят, что «учитель – это диагноз». В шутке есть доля истины. Привычка постоянно быть на виду, быть примером, образцом, учить и наставлять неизменно переходит в повседневную жизнь. Кроме того, потребность оценивания становится бессознательной: «это хорошо, а это плохо», «здесь нужно что-то изменить», «можно сделать лучше», «я недовольна». Естественно, под призму постоянного анализа попадает и собственный ребенок — поведенческие стереотипы учителя переносятся на семью.


Терпение – черта неустойчивая. Сдерживание эмоций приводит к их всплеску дома. Удобнее и легче любить правильного отличника. Значит, нужно сделать такого из своего сына или дочки. А если не получается, то это разочарование не только в своем ребенке, но и в собственных профессиональных способностях.


Проявления синдрома учительского ребенка


К счастью, не все учителя доводят своих детей до психологических проблем. В любом случае, нужно знать несколько типичных проявлений синдрома учительского ребенка.


1. Полное послушание. Родитель берет ребенка под полный контроль, и со временем у них возникает полное понимание: домашние задания всегда качественно выполнены, дисциплина не нарушается. Так комфортно всем. Вот только дети часто вырастают безынициативными, безотказными, не способными прислушиваться к себе и своим желаниям. Они готовы подчиняться, причем страдают комплексом отличника. Они удобны для всех, кроме себя.


2. Непослушание. Дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют заданий или делают их формально. Непослушание может перерасти в протест и строптивость. Такие дети пытаются вырваться из «рамок учительских детей» и доказывают свое право управлять жизнью. Иногда это приводит к неплохим результатам, но часто путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей забирает много энергии и не всегда настраивает на позитив.


3. Неуверенность в себе. Ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и даже страх. Ребенок постоянно нервничает. Повод для замечания найдется всегда: ошибки, невыразительное чтение, опоздание, кривая буква или неровная цифра. Далее – недостаточная успешность, дружба не с теми детьми, мечтательность, разговор на уроке. Невозможно быть для всех идеальным, любить все учебные предметы и добиваться во всем успеха. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать беспокойным и раздражительным. Он живет в постоянном напряжении, а это сказывается на его эмоциональном благополучии.


4. Ложь. Чаще всего лгать начинают дети, к которым предъявляются завышенные требования. Чтобы избежать упреков и претензий, ребенок заранее придумывает оправдания. Чаще всего — нехорошее самочувствие, которое может стать оправданием плохой оценки. Выдумывают про плохое объяснение учителя и его предвзятое отношение.


Синдром учительского ребенка проявляется в зависимости от внутренней самооценки и от оценки родителем. Постоянный контроль, сопровождаемый запретами и наказаниями, вызывает подавление «я», что заставляет действовать вопреки требованиям взрослых.


Исправляем ситуацию


Можно ли что-то изменить? Конечно можно, если профессиональные отношения дома заменить человеческими. Начинать нужно с себя. Это мы создаем проблемы собственным детям, значит, нам и принимать меры.


Во-первых, четко разделите семью и профессиональную сферу. Дома должен быть человек, который общается, а не учит, помогает, а не критикует.


Во-вторых, избавьтесь от привычки оценивать. Принимайте родных людей такими, какие они есть. Не придумывайте идеального ребенка.


В-третьих, предоставьте ребенку больше свободы. Дайте ему свободное время, не следите за его отношениями с друзьями, уважайте его желания и выбор.


В-четвертых, научитесь правильно реагировать на замечания коллег. Разберитесь сами во всех ситуациях, не спешите реагировать сразу, обсудите с ребенком спорные ситуации.


Дорогие родители-учителя! Любите своих детей безоценочно, не требуйте от них невозможного, учите их быть счастливыми.


Светлана Садовникова


Фото с сайта uaua.info




В обществе существует установка: «ребёнок педагога должен быть примером: хорошо учиться, всегда выполнять домашнее задание, хорошо себя вести. В общем, должен, должен, должен…» В связи с этим и родители, и учителя часто предъявляют к детям педагогов непомерные требования, груз которых давит на психику и может привести к неврозам и детей, и родителей. Учитель и его собственный ребенок У детей педагогов нет нормальной школьной жизни: они всегда на виду, их сравнивают, их упрекают. Плохое поведение и проблемы с учебой сразу сказываются на репутации родителя: - своим ребенком займитесь; - своего воспитайте; - как вы можете чужих детей учить, если своего не можете и т.д. Добавьте сюда предвзятое отношение одноклассников, недоверие к объективности оценок, постоянный контроль родителя – полный набор психотравмирующих ситуаций. Трудно сказать, кому сложнее: учительскому ребенку или самому учителю, но безусловно, постоянное напряжение присутствует в их школьной жизни. Педагоги часто шутят, что «учитель – это диагноз». В шутке есть доля истины. Привычка постоянно быть на виду, быть примером, образцом, учить и наставлять неизменно переходит в повседневную жизнь. Кроме того, потребность оценивания становится бессознательной: «это хорошо, а это плохо», «здесь нужно что-то изменить», «можно сделать лучше», «я недовольна». Естественно, под призму постоянного анализа попадает и собственный ребенок — поведенческие стереотипы учителя переносятся на семью. Терпение – черта неустойчивая. Сдерживание эмоций приводит к их всплеску дома. Удобнее и легче любить правильного отличника. Значит, нужно сделать такого из своего сына или дочки. А если не получается, то это разочарование не только в своем ребенке, но и в собственных профессиональных способностях. Проявления синдрома учительского ребенка К счастью, не все учителя доводят своих детей до психологических проблем. В любом случае, нужно знать несколько типичных проявлений синдрома учительского ребенка. 1. Полное послушание. Родитель берет ребенка под полный контроль, и со временем у них возникает полное понимание: домашние задания всегда качественно выполнены, дисциплина не нарушается. Так комфортно всем. Вот только дети часто вырастают безынициативными, безотказными, не способными прислушиваться к себе и своим желаниям. Они готовы подчиняться, причем страдают комплексом отличника. Они удобны для всех, кроме себя. 2. Непослушание. Дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют заданий или делают их формально. Непослушание может перерасти в протест и строптивость. Такие дети пытаются вырваться из «рамок учительских детей» и доказывают свое право управлять жизнью. Иногда это приводит к неплохим результатам, но часто путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей забирает много энергии и не всегда настраивает на позитив. 3. Неуверенность в себе. Ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и даже страх. Ребенок постоянно нервничает. Повод для замечания найдется всегда: ошибки, невыразительное чтение, опоздание, кривая буква или неровная цифра. Далее – недостаточная успешность, дружба не с теми детьми, мечтательность, разговор на уроке. Невозможно быть для всех идеальным, любить все учебные предметы и добиваться во всем успеха. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать беспокойным и раздражительным. Он живет в постоянном напряжении, а это сказывается на его эмоциональном благополучии. 4. Ложь. Чаще всего лгать начинают дети, к которым предъявляются завышенные требования. Чтобы избежать упреков и претензий, ребенок заранее придумывает оправдания. Чаще всего — нехорошее самочувствие, которое может стать оправданием плохой оценки. Выдумывают про плохое объяснение учителя и его предвзятое отношение. Синдром учительского ребенка проявляется в зависимости от внутренней самооценки и от оценки родителем. Постоянный контроль, сопровождаемый запретами и наказаниями, вызывает подавление «я», что заставляет действовать вопреки требованиям взрослых. Исправляем ситуацию Можно ли что-то изменить? Конечно можно, если профессиональные отношения дома заменить человеческими. Начинать нужно с себя. Это мы создаем проблемы собственным детям, значит, нам и принимать меры. Во-первых, четко разделите семью и профессиональную сферу. Дома должен быть человек, который общается, а не учит, помогает, а не критикует. Во-вторых, избавьтесь от привычки оценивать. Принимайте родных людей такими, какие они есть. Не придумывайте идеального ребенка. В-третьих, предоставьте ребенку больше свободы. Дайте ему свободное время, не следите за его отношениями с друзьями, уважайте его желания и выбор. В-четвертых, научитесь правильно реагировать на замечания коллег. Разберитесь сами во всех ситуациях, не спешите реагировать сразу, обсудите с ребенком спорные ситуации. Дорогие родители-учителя! Любите своих детей безоценочно, не требуйте от них невозможного, учите их быть счастливыми. Светлана Садовникова Фото с сайта uaua.info


Похожие новости