- 04-ноя-2021, 10:30
Правила воспитания в семье Корнея Чуковского - « Как воспитывать ребенка»
Корней Иванович Чуковский — самый издаваемый детский автор в России. Автор «Айболита», «Мойдодыра» и «Мухи-цокотухи» был отцом четверых детей, и сказочные истории писались им изначально для своих «любимейших бобрят» и соседской детворы, часто захаживавшей в его дом. Так как же воспитывал своих детей Корней Чуковский?
Секреты воспитания Корнея Чуковского
Любовь к поэзии. Поэзия в семье звучала всегда и везде: в доме, на прогулке, на отдыхе и в гостях. Литератор считал, что стихи оказывают не меньшее влияние на художественное развитие ребенка, чем музыка. Даже если ребенок еще не до конца осознает смысл стихотворения, он может улавливать красоту его ритма и слов. О том, как развивается детская речь, зачем нужны сказки, какие должны быть детские стихи, Чуковским написана книга «От двух до пяти».
Изучение английского языка. На изучение английского в семье Чуковских время выделялось ежедневно. Утро начиналось с небольшого экзамена по английскому: дети должны были рассказать отцу все, что было изучено накануне. Во владении иностранными языками глава семейства видел ключ к изучению мировой культуры — возможность читать выдающихся авторов в оригинале. В одном из писем к своему 17-летнему сыну Николаю он писал: «Русский, не знающий ни одного иностранного языка, все равно что слепой и глухой».
Из воспоминаний внука Жени, воспитывавшегося у деда после смерти отца: «Возражений он не терпел. Протягивал английскую книгу и твердым голосом говорил: «От сих до сих к завтрашнему дню знать, как «Отче наш». Так что английский язык я выучил благодаря деду».
Бой скуке и безделью. Чуковский вел непримиримую борьбу с бездельем. Если он видел кого-то из детей слоняющимся без дела, то моментально находил ему занятие – от прополки клумбы до обертывания учебников в цветную бумагу или расстановки книг на полках в его кабинете «по росту». У Корнея Чуковского было непростое детство, ему пришлось заниматься самообразованием и много трудиться. Он никогда не бездельничал сам и к этому же приучал своих детей и внуков.
Из воспоминаний Евгения Чуковского: «Дед ненавидел бездельников. Мне, например, говорил: «Я тебя наблюдаю вот уже три недели. Все эти три недели ты занимаешься ничегонеделаньем».
«К журналистике приобщил меня тоже он: в семь лет на пишущей машинке я выпускал ежедневный информационный листок под названием «Последние известия».
Из воспоминаний дочери Лиды: «В Куоккальские времена всю черную мужскую работу по дому он делал сам. Сам воду носил, колол дрова, топил печи. Сам был за кухонного мужика и за дворника; разметал метлой лужи, или ломом скалывал с крыльца лед, или деревянной квадратной лопатой прокладывал дорогу от крыльца до калитки: узкую яму среди сугробов. И мы, с маленькими лопатками, следом за ним. Идешь по этой глубокой канаве, уравниваешь лопаткой бока; тронешь боковой вал рукою и сквозь шерстяную перчатку почувствуешь, как колется снег…».
Игра как метод развития. Игра никогда не приравнивалась к безделью! Наоборот, любые игры поощрялись и поддерживались. Чуковский постоянно придумывал все новые и новые игры для своих детей, считая их лучшим методом развития и обучения. По сути, любое занятие Корней Иванович превращал в интересную для ребенка игру и сам обязательно в ней участвовал.
Из рассказов дочери Лиды: для укрепления берега Финского залива нужны были камни. Чуковский привлек к сбору камней детей, придав занятию форму игры.
На берегу были установлены огромные корзины, каждый должен был найти и принести к корзине камень (малыши – поменьше, старшие – побольше). Все собирались вокруг корзины, держа камень над головой, и на счет «три» дружно бросали свой камень в корзину. Стоял невообразимый грохот, что и было целью этой игры — все были в восторге. Таким образом писатель показывал, что любое, даже самое скучное занятие можно превратить в игру. И сложно даже отделить, что это было: игра или работа.
«Он был нашим предводителем, нашим командиром в игре, в ученье, в работе, капитаном на морских прогулках и в то же время нашей любимой игрушкой. Не заводной – живой», — пишет об отце Лидия в своей книге «Памяти детства. Мой отец — Корней Чуковский».
Отказ от принуждения в учебе. Писатель был уверен, что у каждого ребенка свои способности и таланты, которые и следует развивать. Нет необходимости ребенка с творческими способностями загружать высшей математикой.
Его дочь Лидия вспоминает, как отец сам решал за нее примеры по алгебре, которые она затем показывала домашнему учителю, но при этом требовал особого усердия по литературе, языкам, географии и т. д. Лидия и Николай стали литературными деятелями, а Борис увлекся точными науками.
Простор для размышлений. Чуковский видел в детях «неутомимых исследователей» и считал, что надо дать им возможность беспрепятственно исследовать мир. Слишком просто посадить ребенка и сказать: «Сейчас я тебе расскажу, как правильно, как это работает, почему так…» и т. д. На самом деле, задача взрослых – дать как можно больше вводных, подготовив тем самым базу для размышлений. Ребенок должен научиться думать и анализировать, а не просто следовать шаблонам.
Преодоление страхов. Чуковский никогда не путал любовь к детям с гиперопекой. Он поддерживал желание ребенка взобраться на высокое дерево или на крышу, совершить какие-то бесстрашные поступки, не забывая, конечно, обеспечивать их безопасность.
Среди воспоминаний его детей есть случай, когда он сам с ними встал на колени в грязную лужу, чтобы отпугнуть лаем агрессивного пса. Случались ситуации, когда опасность была далеко не срежиссированной. Лидия упоминает случай, когда писатель вместе с детьми попал в шторм на хрупкой лодке. Стараясь отвлечь детей, Чуковский громко читал стихи, перекрывая шум бури. Поэзия в тот момент стала настоящим оружием против страха.
По мнению Чуковского, смелость – не врожденная черта. А значит, ее можно развить! И для этого надо бороться со страхами, учиться быть отважным и смелым.
Не «сюсюканье», а разговор. Корней Чуковский никогда не сюсюкал с детьми. Он очень любил детей, много с ними общался, и даже в преклонном возрасте выходил к соседской детворе. Дети отвечали ему взаимностью. Он разговаривал с ними практически как с равными – не было никакого сюсюканья или беспочвенного восхищения. Он выстраивал диалог так, что детям было интересно и одновременно понятно. Постоянный контакт с ребенком – один из важнейших элементов в воспитании.
Гостеприимство и открытость. В доме Чуковских часто собирались известные творческие люди – художники, литераторы, музыканты. И не в его правилах было удалять детей из взрослого общества. Наоборот, он учил детей уважать этих людей, слушать и впитывать их опыт, мудрость и талант. Он считал, что это — лучшая форма познания культуры. Дети должны чувствовать эту атмосферу и стремиться соответствовать высокому уровню того мира, в котором оказались.
Время на ребенка. Чуковский считал, что разговоры о нехватке времени для воспитания детей – это только отговорки. Нет никаких дел, которые нельзя было бы совместить с вниманием к ребенку. Примером может служить еще одно воспоминание его дочери. Однажды писатель ехал в поезде с детьми в Петербург, и в пути писал важную статью. Но это не мешало ему давать детям какие-то игровые задания, придумывать для них увлекательные занятия. В итоге они все время были заняты, не бездельничали и отлично проводили время в дороге. Чуковский утверждал, что если самому взрослому интересно что-то делать с ребенком, то и ребенку всегда это будет интересно.
Постоянная связь с детьми. Чуковский считал, что с каждым ребенком, помимо общих разговоров и игр, нужно общаться отдельно и вдумчиво. Что и делал, а когда дети выросли, вел с ними переписку, следил за их делами, стараясь не давать оценок: взрослые дети все равно поступят так, как считают нужным.
Фото с сайта slideshare.net
ru.bidspirit.com
pro100-mica.livejournal.com