Как воспитывается чувство долга? - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 27-фев-2022, 10:30

Как воспитывается чувство долга? - « Как воспитывать ребенка»


Если человек умеет держать слово и готов помочь в трудную минуту, то окружающие относятся к нему с особым пиететом. Хочется, чтобы и наши дети ответственно относились к жизни и к своим обещаниям, и залог тому — воспитание в них чувства долга.


Но чрезмерная ответственность может стать ловушкой. В чем это заключается?



  1. Берешь на себя больше, чем можешь выполнить. Так происходит, когда не умеешь отказывать или грамотно распределять свое время, а также если самооценка в большей степени строится на внешнем одобрении.

  2. Стараешься выполнить обещания даже во вред себе. К этому приводят не только чрезмерные, но и вполне обычные обещания, например, когда выполняешь поручения во время болезни или в ущерб личным делам.

  3. Чувством долга легко манипулировать. Люди с недобрыми намерениями могут использовать его в корыстных целях.

  4. Когда собственная планка ответственности и долга высока, мы легко разочаровываемся в тех, у кого она ниже. Это приводит к потере контакта с близкими и к одиночеству.


С другой стороны, без развитого чувства долга и ответственности мы также не можем выстраивать отношения — если близкие знают, что на нас нельзя положиться, то избегают общения. Это усиливается в тех случаях, когда вкупе с безответственностью у человека сформировано ощущение, что ему все вокруг должны. Игра в одни ворота, когда в отношениях один только берет, а другой только отдает, ничего не получая взамен, быстро надоедает.


Как воспитывать ответственность без перегибов?


В воспитании очень важно соблюдать баланс, при котором чувство ответственности формируется в достаточной мере: ребенок не ищет внешнего одобрения, умеет планировать, а его самооценка достаточно здоровая для того, чтобы уметь отказывать в просьбах.


Как это сделать?



  1. Первое и самое важное — стать для ребенка примером. Это значит, что наши слова не должны расходиться с делом, а все обещания, которые мы даем ребенку, должны по возможности выполняться. Если не получается сдержать обещание, нужно рассказать сыну или дочери об этом и объяснить, почему так вышло.

  2. Устанавливать четкие и понятные правила, а также ответственность за их невыполнение. Такие правила — это обязательства, которые берет на себя ребенок. А последствия за невыполнение — определенные ограничения. Важное условие: правила должны быть четкими, понятными и выполнимыми.

  3. Определять зоны ответственности ребенка. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети не испытывали сложностей и проблем, поэтому часто выполняем за них то, с чем они в состоянии справиться. Например, одеваем, делаем сначала поделки в детский сад, а потом уроки, убираем игрушки, а потом убираем у подростка в комнате и так далее. Это — медвежья услуга. Так мы показываем ребенку, что не верим в него и не даем ему возможности взять на себя хоть какие-то обязательства.

  4. Обсуждать любую ситуацию. Когда ребенок нарушает правила или у него не получается что-то сделать, не стоит сразу наказывать. Вначале разберитесь, почему не получилось соблюсти договоренности. Например, если вы договорились с подростком, что он должен быть дома в 9, а он задержался из-за того, что помог другу, то, наверное, не стоит его наказывать? Лучше попросить, чтобы в следующий раз он предупредил, что задержится.

  5. Учить планировать. Первые навыки планирования можно развивать уже у старших дошкольников. Заведите красивое расписание или планер, в котором ребенок при помощи наклеек будет отмечать свой режим дня и все занятия. Планирование поможет отличить главное от второстепенного, а также поспособствует эффективному использованию свободного времени. Но помните, что в любом графике должно быть время на отдых и свободную игру.

  6. Хвалить ребенка. Мы практически всегда отмечаем промахи или ошибки, но редко хвалим и благодарим за выполненные обещания, благородный поступок или помощь по дому. А между тем именно похвала, а не страх перед наказанием стимулирует детей соблюдать договоренности, получать хорошие оценки и быть ответственными. Кроме того, похвала помогает лучше понять свои сильные стороны.

  7. Правильно использовать критику. Это не значит, что нельзя указывать на промахи. Правильная критика помогает найти ошибки и определить точки роста. Важно, чтобы это был именно разбор ситуации, а не самого ребенка. Кроме того, недостаточно просто сказать, что он сделал не так, нужно еще придумать несколько способов, как исправить ситуацию и как не допустить ее в будущем.

  8. Выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен в том, что сможет рассчитывать на вашу помощь, если не справится со взятыми на себя обязательствами, и это будет «не за него», а «с ним».

  9. Учить критически мыслить. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон помогает не стать жертвой манипуляций на чувстве долга и избежать абьюзивных отношений.


Ответственность и чувство долга помогает нам быть лучшей версией себя. Но важно не перегнуть палку и понять, когда они работают против нас.


Если человек умеет держать слово и готов помочь в трудную минуту, то окружающие относятся к нему с особым пиететом. Хочется, чтобы и наши дети ответственно относились к жизни и к своим обещаниям, и залог тому — воспитание в них чувства долга. Но чрезмерная ответственность может стать ловушкой. В чем это заключается? Берешь на себя больше, чем можешь выполнить. Так происходит, когда не умеешь отказывать или грамотно распределять свое время, а также если самооценка в большей степени строится на внешнем одобрении. Стараешься выполнить обещания даже во вред себе. К этому приводят не только чрезмерные, но и вполне обычные обещания, например, когда выполняешь поручения во время болезни или в ущерб личным делам. Чувством долга легко манипулировать. Люди с недобрыми намерениями могут использовать его в корыстных целях. Когда собственная планка ответственности и долга высока, мы легко разочаровываемся в тех, у кого она ниже. Это приводит к потере контакта с близкими и к одиночеству. С другой стороны, без развитого чувства долга и ответственности мы также не можем выстраивать отношения — если близкие знают, что на нас нельзя положиться, то избегают общения. Это усиливается в тех случаях, когда вкупе с безответственностью у человека сформировано ощущение, что ему все вокруг должны. Игра в одни ворота, когда в отношениях один только берет, а другой только отдает, ничего не получая взамен, быстро надоедает. Как воспитывать ответственность без перегибов? В воспитании очень важно соблюдать баланс, при котором чувство ответственности формируется в достаточной мере: ребенок не ищет внешнего одобрения, умеет планировать, а его самооценка достаточно здоровая для того, чтобы уметь отказывать в просьбах. Как это сделать? Первое и самое важное — стать для ребенка примером. Это значит, что наши слова не должны расходиться с делом, а все обещания, которые мы даем ребенку, должны по возможности выполняться. Если не получается сдержать обещание, нужно рассказать сыну или дочери об этом и объяснить, почему так вышло. Устанавливать четкие и понятные правила, а также ответственность за их невыполнение. Такие правила — это обязательства, которые берет на себя ребенок. А последствия за невыполнение — определенные ограничения. Важное условие: правила должны быть четкими, понятными и выполнимыми. Определять зоны ответственности ребенка. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети не испытывали сложностей и проблем, поэтому часто выполняем за них то, с чем они в состоянии справиться. Например, одеваем, делаем сначала поделки в детский сад, а потом уроки, убираем игрушки, а потом убираем у подростка в комнате и так далее. Это — медвежья услуга. Так мы показываем ребенку, что не верим в него и не даем ему возможности взять на себя хоть какие-то обязательства. Обсуждать любую ситуацию. Когда ребенок нарушает правила или у него не получается что-то сделать, не стоит сразу наказывать. Вначале разберитесь, почему не получилось соблюсти договоренности. Например, если вы договорились с подростком, что он должен быть дома в 9, а он задержался из-за того, что помог другу, то, наверное, не стоит его наказывать? Лучше попросить, чтобы в следующий раз он предупредил, что задержится. Учить планировать. Первые навыки планирования можно развивать уже у старших дошкольников. Заведите красивое расписание или планер, в котором ребенок при помощи наклеек будет отмечать свой режим дня и все занятия. Планирование поможет отличить главное от второстепенного, а также поспособствует эффективному использованию свободного времени. Но помните, что в любом графике должно быть время на отдых и свободную игру. Хвалить ребенка. Мы практически всегда отмечаем промахи или ошибки, но редко хвалим и благодарим за выполненные обещания, благородный поступок или помощь по дому. А между тем именно похвала, а не страх перед наказанием стимулирует детей соблюдать договоренности, получать хорошие оценки и быть ответственными. Кроме того, похвала помогает лучше понять свои сильные стороны. Правильно использовать критику. Это не значит, что нельзя указывать на промахи. Правильная критика помогает найти ошибки и определить точки роста. Важно, чтобы это был именно разбор ситуации, а не самого ребенка. Кроме того, недостаточно просто сказать, что он сделал не так, нужно еще придумать несколько способов, как исправить ситуацию и как не допустить ее в будущем. Выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен в том, что сможет рассчитывать на вашу помощь, если не справится со взятыми на себя обязательствами, и это будет «не за него», а «с ним». Учить критически мыслить. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон помогает не стать жертвой манипуляций на чувстве долга и избежать абьюзивных отношений. Ответственность и чувство долга помогает нам быть лучшей версией себя. Но важно не перегнуть палку и понять, когда они работают против нас.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика