Как воспитывается чувство долга? - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 27-фев-2022, 10:30

Как воспитывается чувство долга? - « Как воспитывать ребенка»


Если человек умеет держать слово и готов помочь в трудную минуту, то окружающие относятся к нему с особым пиететом. Хочется, чтобы и наши дети ответственно относились к жизни и к своим обещаниям, и залог тому — воспитание в них чувства долга.


Но чрезмерная ответственность может стать ловушкой. В чем это заключается?



  1. Берешь на себя больше, чем можешь выполнить. Так происходит, когда не умеешь отказывать или грамотно распределять свое время, а также если самооценка в большей степени строится на внешнем одобрении.

  2. Стараешься выполнить обещания даже во вред себе. К этому приводят не только чрезмерные, но и вполне обычные обещания, например, когда выполняешь поручения во время болезни или в ущерб личным делам.

  3. Чувством долга легко манипулировать. Люди с недобрыми намерениями могут использовать его в корыстных целях.

  4. Когда собственная планка ответственности и долга высока, мы легко разочаровываемся в тех, у кого она ниже. Это приводит к потере контакта с близкими и к одиночеству.


С другой стороны, без развитого чувства долга и ответственности мы также не можем выстраивать отношения — если близкие знают, что на нас нельзя положиться, то избегают общения. Это усиливается в тех случаях, когда вкупе с безответственностью у человека сформировано ощущение, что ему все вокруг должны. Игра в одни ворота, когда в отношениях один только берет, а другой только отдает, ничего не получая взамен, быстро надоедает.


Как воспитывать ответственность без перегибов?


В воспитании очень важно соблюдать баланс, при котором чувство ответственности формируется в достаточной мере: ребенок не ищет внешнего одобрения, умеет планировать, а его самооценка достаточно здоровая для того, чтобы уметь отказывать в просьбах.


Как это сделать?



  1. Первое и самое важное — стать для ребенка примером. Это значит, что наши слова не должны расходиться с делом, а все обещания, которые мы даем ребенку, должны по возможности выполняться. Если не получается сдержать обещание, нужно рассказать сыну или дочери об этом и объяснить, почему так вышло.

  2. Устанавливать четкие и понятные правила, а также ответственность за их невыполнение. Такие правила — это обязательства, которые берет на себя ребенок. А последствия за невыполнение — определенные ограничения. Важное условие: правила должны быть четкими, понятными и выполнимыми.

  3. Определять зоны ответственности ребенка. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети не испытывали сложностей и проблем, поэтому часто выполняем за них то, с чем они в состоянии справиться. Например, одеваем, делаем сначала поделки в детский сад, а потом уроки, убираем игрушки, а потом убираем у подростка в комнате и так далее. Это — медвежья услуга. Так мы показываем ребенку, что не верим в него и не даем ему возможности взять на себя хоть какие-то обязательства.

  4. Обсуждать любую ситуацию. Когда ребенок нарушает правила или у него не получается что-то сделать, не стоит сразу наказывать. Вначале разберитесь, почему не получилось соблюсти договоренности. Например, если вы договорились с подростком, что он должен быть дома в 9, а он задержался из-за того, что помог другу, то, наверное, не стоит его наказывать? Лучше попросить, чтобы в следующий раз он предупредил, что задержится.

  5. Учить планировать. Первые навыки планирования можно развивать уже у старших дошкольников. Заведите красивое расписание или планер, в котором ребенок при помощи наклеек будет отмечать свой режим дня и все занятия. Планирование поможет отличить главное от второстепенного, а также поспособствует эффективному использованию свободного времени. Но помните, что в любом графике должно быть время на отдых и свободную игру.

  6. Хвалить ребенка. Мы практически всегда отмечаем промахи или ошибки, но редко хвалим и благодарим за выполненные обещания, благородный поступок или помощь по дому. А между тем именно похвала, а не страх перед наказанием стимулирует детей соблюдать договоренности, получать хорошие оценки и быть ответственными. Кроме того, похвала помогает лучше понять свои сильные стороны.

  7. Правильно использовать критику. Это не значит, что нельзя указывать на промахи. Правильная критика помогает найти ошибки и определить точки роста. Важно, чтобы это был именно разбор ситуации, а не самого ребенка. Кроме того, недостаточно просто сказать, что он сделал не так, нужно еще придумать несколько способов, как исправить ситуацию и как не допустить ее в будущем.

  8. Выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен в том, что сможет рассчитывать на вашу помощь, если не справится со взятыми на себя обязательствами, и это будет «не за него», а «с ним».

  9. Учить критически мыслить. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон помогает не стать жертвой манипуляций на чувстве долга и избежать абьюзивных отношений.


Ответственность и чувство долга помогает нам быть лучшей версией себя. Но важно не перегнуть палку и понять, когда они работают против нас.


Если человек умеет держать слово и готов помочь в трудную минуту, то окружающие относятся к нему с особым пиететом. Хочется, чтобы и наши дети ответственно относились к жизни и к своим обещаниям, и залог тому — воспитание в них чувства долга. Но чрезмерная ответственность может стать ловушкой. В чем это заключается? Берешь на себя больше, чем можешь выполнить. Так происходит, когда не умеешь отказывать или грамотно распределять свое время, а также если самооценка в большей степени строится на внешнем одобрении. Стараешься выполнить обещания даже во вред себе. К этому приводят не только чрезмерные, но и вполне обычные обещания, например, когда выполняешь поручения во время болезни или в ущерб личным делам. Чувством долга легко манипулировать. Люди с недобрыми намерениями могут использовать его в корыстных целях. Когда собственная планка ответственности и долга высока, мы легко разочаровываемся в тех, у кого она ниже. Это приводит к потере контакта с близкими и к одиночеству. С другой стороны, без развитого чувства долга и ответственности мы также не можем выстраивать отношения — если близкие знают, что на нас нельзя положиться, то избегают общения. Это усиливается в тех случаях, когда вкупе с безответственностью у человека сформировано ощущение, что ему все вокруг должны. Игра в одни ворота, когда в отношениях один только берет, а другой только отдает, ничего не получая взамен, быстро надоедает. Как воспитывать ответственность без перегибов? В воспитании очень важно соблюдать баланс, при котором чувство ответственности формируется в достаточной мере: ребенок не ищет внешнего одобрения, умеет планировать, а его самооценка достаточно здоровая для того, чтобы уметь отказывать в просьбах. Как это сделать? Первое и самое важное — стать для ребенка примером. Это значит, что наши слова не должны расходиться с делом, а все обещания, которые мы даем ребенку, должны по возможности выполняться. Если не получается сдержать обещание, нужно рассказать сыну или дочери об этом и объяснить, почему так вышло. Устанавливать четкие и понятные правила, а также ответственность за их невыполнение. Такие правила — это обязательства, которые берет на себя ребенок. А последствия за невыполнение — определенные ограничения. Важное условие: правила должны быть четкими, понятными и выполнимыми. Определять зоны ответственности ребенка. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети не испытывали сложностей и проблем, поэтому часто выполняем за них то, с чем они в состоянии справиться. Например, одеваем, делаем сначала поделки в детский сад, а потом уроки, убираем игрушки, а потом убираем у подростка в комнате и так далее. Это — медвежья услуга. Так мы показываем ребенку, что не верим в него и не даем ему возможности взять на себя хоть какие-то обязательства. Обсуждать любую ситуацию. Когда ребенок нарушает правила или у него не получается что-то сделать, не стоит сразу наказывать. Вначале разберитесь, почему не получилось соблюсти договоренности. Например, если вы договорились с подростком, что он должен быть дома в 9, а он задержался из-за того, что помог другу, то, наверное, не стоит его наказывать? Лучше попросить, чтобы в следующий раз он предупредил, что задержится. Учить планировать. Первые навыки планирования можно развивать уже у старших дошкольников. Заведите красивое расписание или планер, в котором ребенок при помощи наклеек будет отмечать свой режим дня и все занятия. Планирование поможет отличить главное от второстепенного, а также поспособствует эффективному использованию свободного времени. Но помните, что в любом графике должно быть время на отдых и свободную игру. Хвалить ребенка. Мы практически всегда отмечаем промахи или ошибки, но редко хвалим и благодарим за выполненные обещания, благородный поступок или помощь по дому. А между тем именно похвала, а не страх перед наказанием стимулирует детей соблюдать договоренности, получать хорошие оценки и быть ответственными. Кроме того, похвала помогает лучше понять свои сильные стороны. Правильно использовать критику. Это не значит, что нельзя указывать на промахи. Правильная критика помогает найти ошибки и определить точки роста. Важно, чтобы это был именно разбор ситуации, а не самого ребенка. Кроме того, недостаточно просто сказать, что он сделал не так, нужно еще придумать несколько способов, как исправить ситуацию и как не допустить ее в будущем. Выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен в том, что сможет рассчитывать на вашу помощь, если не справится со взятыми на себя обязательствами, и это будет «не за него», а «с ним». Учить критически мыслить. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон помогает не стать жертвой манипуляций на чувстве долга и избежать абьюзивных отношений. Ответственность и чувство долга помогает нам быть лучшей версией себя. Но важно не перегнуть палку и понять, когда они работают против нас.


Похожие новости