Как управлять агрессивным поведением ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 13-апр-2022, 10:30

Как управлять агрессивным поведением ребенка - « Как воспитывать ребенка»


В настоящее время стремительно растет число агрессивных детей. Драчуны и задиры повсеместно встречаются в детских коллективах, особенно часто вспышки агрессии проявляются в начальной школе.


Агрессия и агрессивность — понятия разные. Агрессия – разовое проявление. Мало кто может сказать про себя, что никогда в жизни не проявлял агрессии. Разовые вспышки могут быть у каждого: громкий скандал, сломанный карандаш, брошенная от злости вещь – негативные эмоции проецируются на людей или предметы.


Агрессивность – это психологическая особенность человека, привычное поведение. Основной отличительной чертой агрессивного человека является неспособность контролировать себя и причинение вреда окружающим. Агрессивный человек конфликтует с окружающими, мстит, злится, разрушает отношения и предметы, может нанести физический вред другим людям или животным.


Агрессивный ребенок ругается и спорит, завидует, обзывается, выходит из себя в каждой некомфортной для него ситуации, дерется, задирается, разрушает чужие постройки, портит вещи, мешает сверстникам. Он очень чувствителен к словам и поступкам. Если подобные проявления у ребенка наблюдаются хотя бы раз в месяц, то следует признать его агрессивность.


Корни детской агрессии


Агрессия не появляется сама по себе, у нее есть причины — внешние факторы, помноженные на особенности детской психики.


Психологи выделяют несколько внутренних качеств, способных спровоцировать детскую агрессию:
- импульсивность, неспособность контролировать свое поведение;
- высокая эмоциональная чувствительность;
- тревожность: ребенок не доверяет окружающим, боится и воспринимает их действия как враждебные;
- низкая самооценка: желание скрыть свою несостоятельность.


Среди внешних признаков, воздействующих на психику, следует выделить:
- агрессивное поведение окружающих (родители, старшие братья и сестры, педагоги);
- постоянный стресс или чувство опасности (неблагополучные семьи, постоянные наказания, агрессивное отношение сверстников, опасные виды спорта);
- дефекты воспитания: частые запреты, подавление желаний, авторитарные отношения;
- отсутствие друзей;
- желание доминировать над сверстниками, показать свою силу;
- недостаток внимания, желание привлечь его к себе;
- вседозволенность.


Агрессивность детей возникает из-за недоверия к окружающему миру, беззащитности и желания защитить себя самому.


Агрессивный ребенок пытается наказать мир за свои неудачи и обиды:
- не получился рисунок: виноват карандаш – сломать его;
- у других лучше постройка – сломать ее;
- не берут в игру – помешать;
- сверстник не поделился чем-то или сделал что-то лучше – оскорбить или ударить.


Вот такой алгоритм действий. Правда, сформировался он не сразу, а после целого ряда накопленных обид, запретов, унижений, невнимания.


Как управлять детской агрессией


Лучше не допускать детской агрессивности, но если ваш ребенок импульсивен от природы, эмоционален и чувствителен, то уберечь его от внешних раздражителей довольно сложно. Значит, нужно быть готовым к проявлению его агрессивности.


1. Оценивайте с детьми чужие эмоции на примере кукол, игрушек, героев мультфильмов. Показывайте, как некрасиво и плохо ведут себя отрицательные герои: карабас-барабас, волк и др. Но не проецируйте героев на ребенка.


2. Учите ребенка называть свои эмоции правильно: злость, радость, обида, грусть, недовольство и т.д. Понять свои эмоции – первый шаг к контролю над ними.


3. Учите ребенка отвечать за свои неправильные поступки. Если вы обидели кого-то или сорвались непосредственно на ребенке, то покажите свое раскаяние и обязательно извинитесь. Дети копируют нормы поведения по образцу взрослых.


4. Направляйте силу и импульсивность в мирное русло, например, в спорт. Учите детей правилу сильных людей – они никогда не обижают слабых.


5. В случае агрессивной вспышки переключите детское внимание на:
- сильный резкий сигнал (музыка, стук, звук, короткий крик и т.д.);
- новое интересное действие (ответить на звонок, погладить щенка, что-то посмотреть и др);
- неожиданное действие (выключить свет, уронить что-то, поднять ребенка на руки).


6. Старших детей учите навыкам самоконтроля: сделать глубокий вдох, посчитать до пяти, хлопнуть в ладоши и т.д.


7. Учите ребенка исправлять свои поступки: чинить сломанные вещи, извиняться. Но не нужно его заставлять. После того, как ребенок успокоится, поговорите с ним: спросите, что он чувствует, приятно ли ему было, подумайте вместе, как все исправить.


8. Не наказывайте ребенка за плохое поведение, если он все исправил и раскаялся.


Не надо пытаться немедленно подавить агрессию, а постараться понять причину происходящего, отвлечь и направить эту энергию в мирное русло. Искренне любите своего ребенка. Там, где есть любовь, нет места злу и агрессии.


В настоящее время стремительно растет число агрессивных детей. Драчуны и задиры повсеместно встречаются в детских коллективах, особенно часто вспышки агрессии проявляются в начальной школе. Агрессия и агрессивность — понятия разные. Агрессия – разовое проявление. Мало кто может сказать про себя, что никогда в жизни не проявлял агрессии. Разовые вспышки могут быть у каждого: громкий скандал, сломанный карандаш, брошенная от злости вещь – негативные эмоции проецируются на людей или предметы. Агрессивность – это психологическая особенность человека, привычное поведение. Основной отличительной чертой агрессивного человека является неспособность контролировать себя и причинение вреда окружающим. Агрессивный человек конфликтует с окружающими, мстит, злится, разрушает отношения и предметы, может нанести физический вред другим людям или животным. Агрессивный ребенок ругается и спорит, завидует, обзывается, выходит из себя в каждой некомфортной для него ситуации, дерется, задирается, разрушает чужие постройки, портит вещи, мешает сверстникам. Он очень чувствителен к словам и поступкам. Если подобные проявления у ребенка наблюдаются хотя бы раз в месяц, то следует признать его агрессивность. Корни детской агрессии Агрессия не появляется сама по себе, у нее есть причины — внешние факторы, помноженные на особенности детской психики. Психологи выделяют несколько внутренних качеств, способных спровоцировать детскую агрессию: - импульсивность, неспособность контролировать свое поведение; - высокая эмоциональная чувствительность; - тревожность: ребенок не доверяет окружающим, боится и воспринимает их действия как враждебные; - низкая самооценка: желание скрыть свою несостоятельность. Среди внешних признаков, воздействующих на психику, следует выделить: - агрессивное поведение окружающих (родители, старшие братья и сестры, педагоги); - постоянный стресс или чувство опасности (неблагополучные семьи, постоянные наказания, агрессивное отношение сверстников, опасные виды спорта); - дефекты воспитания: частые запреты, подавление желаний, авторитарные отношения; - отсутствие друзей; - желание доминировать над сверстниками, показать свою силу; - недостаток внимания, желание привлечь его к себе; - вседозволенность. Агрессивность детей возникает из-за недоверия к окружающему миру, беззащитности и желания защитить себя самому. Агрессивный ребенок пытается наказать мир за свои неудачи и обиды: - не получился рисунок: виноват карандаш – сломать его; - у других лучше постройка – сломать ее; - не берут в игру – помешать; - сверстник не поделился чем-то или сделал что-то лучше – оскорбить или ударить. Вот такой алгоритм действий. Правда, сформировался он не сразу, а после целого ряда накопленных обид, запретов, унижений, невнимания. Как управлять детской агрессией Лучше не допускать детской агрессивности, но если ваш ребенок импульсивен от природы, эмоционален и чувствителен, то уберечь его от внешних раздражителей довольно сложно. Значит, нужно быть готовым к проявлению его агрессивности. 1. Оценивайте с детьми чужие эмоции на примере кукол, игрушек, героев мультфильмов. Показывайте, как некрасиво и плохо ведут себя отрицательные герои: карабас-барабас, волк и др. Но не проецируйте героев на ребенка. 2. Учите ребенка называть свои эмоции правильно: злость, радость, обида, грусть, недовольство и т.д. Понять свои эмоции – первый шаг к контролю над ними. 3. Учите ребенка отвечать за свои неправильные поступки. Если вы обидели кого-то или сорвались непосредственно на ребенке, то покажите свое раскаяние и обязательно извинитесь. Дети копируют нормы поведения по образцу взрослых. 4. Направляйте силу и импульсивность в мирное русло, например, в спорт. Учите детей правилу сильных людей – они никогда не обижают слабых. 5. В случае агрессивной вспышки переключите детское внимание на: - сильный резкий сигнал (музыка, стук, звук, короткий крик и т.д.); - новое интересное действие (ответить на звонок, погладить щенка, что-то посмотреть и др); - неожиданное действие (выключить свет, уронить что-то, поднять ребенка на руки). 6. Старших детей учите навыкам самоконтроля: сделать глубокий вдох, посчитать до пяти, хлопнуть в ладоши и т.д. 7. Учите ребенка исправлять свои поступки: чинить сломанные вещи, извиняться. Но не нужно его заставлять. После того, как ребенок успокоится, поговорите с ним: спросите, что он чувствует, приятно ли ему было, подумайте вместе, как все исправить. 8. Не наказывайте ребенка за плохое поведение, если он все исправил и раскаялся. Не надо пытаться немедленно подавить агрессию, а постараться понять причину происходящего, отвлечь и направить эту энергию в мирное русло. Искренне любите своего ребенка. Там, где есть любовь, нет места злу и агрессии.


Похожие новости