- 06-сен-2022, 10:30
Воспитание культуры поведения у младших школьников - « Как воспитывать ребенка»
Воспитание культуры поведения у детей и подростков всегда актуально — недаром люди запоминают и передают из поколения в поколение хорошо работающие способы взаимодействия и общения. По мнению психологов, младший школьный возраст наиболее восприимчив к внушению и обучению — дети верят во всё, чему их учат значимые взрослые, и что говорят.
Формирование личности ребенка начинается в семье, и именно среди родных людей усваиваются азы коммуникации. Если ребенок научится культурно общаться в собственной семье, то и с незнакомыми людьми он будет вежливым.
Как воспитывать культуру поведения у младших школьников
Будьте для ребенка примером
Прежде чем кричать на сына/дочь за какой-либо проступок, подумайте, почему ребенок его совершил, и какова ваша роль в этом инциденте. Если вы позволяете себе в его присутствии использовать грубые выражения, то ваш воспитанник тоже будет употреблять их в общении с окружающими. Жаргонные выражения характеризуют человека не с лучшей стороны.
Дети в этом возрасте во многом подражают взрослым. Воспитывайте в школьниках навыки вежливого отношения к окружающим. Ребенку нетрудно будет приучиться здороваться и прощаться при встрече, благодарить, тихо закрывать за собой дверь, если всё это он видит и слышит в своей семье.
Приучайте к дисциплине и порядку
В школе ребенку необходимо научиться:
- не опаздывать на уроки;
- поддерживать порядок на рабочем месте, беречь книги и тетради;
- спокойно сидеть за партой — не привлекать к себе без нужды внимание учителя и одноклассников;
- обращаться ко всем учителям по имени и отчеству;
- выполнять требования учителя и т. д.
Обязательно приучайте ребенка аккуратно складывать/вешать на вешалку свою одежду, чистить обувь — культура быта играет в воспитании вежливого человека не последнюю роль.
Прививайте ребенку привычку ухаживать за своим телом
Приучайте детей с малых лет мыть шею, уши, руки, чистить зубы. И когда ребенок пойдет в школу, то будет уже самостоятельно умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой. Необходимость проведения гигиенических процедур обязательно разъясняйте, расскажите, например, что грязные руки/ногти могут стать причиной многих заболеваний.
Сказкотерапия
Чтобы школьник легче запомнил правила поведения, нужно периодически рассказывать ему сказки о том, как нужно вести себя — приём беспроигрышный! Приведу в пример сказку о непоседливой обезьяне.
Когда-то в знойной Африке жила обезьяна по имени Егоза. Такое имя она получила из-за своей неусидчивости. Сородичи не желали играть с ней, ведь она не могла даже дослушать до конца правила игры, и поэтому постоянно их нарушала — игру приходилось начинать с самого начала снова и снова. Егоза очень редко ела спелые фрукты, потому что некогда ей было к ним присматриваться, и поэтому попадались ей неспелые невкусные бананы и ананасы, и очень она от всего этого расстраивалась.
Однажды разомлела Егоза на ласковом солнышке, и, засыпая, услышала голос: «Егоза, открой глаза и постарайся запомнить меня: цвет, форму, количество лепестков…»
Она последовала совету незнакомца и увидела прямо перед собой красивый цветок. Посмотрела на него и закрыла веки. Обезьянка запомнила только цвет, поэтому ей пришлось открывать глаза еще и ещё раз. Сон пропал, Непоседа перебралась на соседнюю пальму и стала разглядывать бананы, закрывая глаза и стараясь запомнить то, что увидела. Выбрала самый спелый и была очень довольна.
Она рассказала соседкам-обезьянкам о том, что с ней произошло. Сородичи порадовались за Егозу, ведь теперь они могли вместе играть!
Сказку нужно обсудить.
Вопросы для обсуждения
— Вежливо или невежливо вела себя с товарищами Егоза?
— Самой Егозе мешали невнимательность и спешка?
— Как наша героиня избавилась от своих недостатков?
— Какой способ посоветовал бы ей ты?
Приучайте ребенка отвечать за свои поступки
При воспитании младшего школьника необходимо пояснять ребенку, что неправильное поведение или плохие поступки не сойдут ему с рук — придется за них отвечать. Причем очень важно быть родителем строгим, но справедливым. Например, если ребенок сделал надписи на стене соседского дома, вручите ему тряпку, чтобы он смог смыть свои «художества». Это будет хорошим уроком. А если такие проделки оставлять безнаказанными, то по мере взросления чада проблемы будут нарастать как снежный ком.
Если ребенок принес тройку или двойку, попросите его выучить урок и по возможности изменить оценку.
Прививая ребенку навыки культурного поведения, вы вносите ценный вклад в его будущее.