Страх: что делать с неприятным чувством - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 07-июл-2023, 10:30

Страх: что делать с неприятным чувством - « Как воспитывать ребенка»


За последнее десятилетия во всём мире отмечается рост детских страхов. Каковы же причины этого явления?


Обстоятельства, при которых возникает страх:


- страхи родителей, главным образом матери – ребёнок перенимает тревожность и беспокойство близких;
- желание родителей уберечь своё чадо не только от реальной опасности, но и от любых неприятностей;
- чрезмерное количество запретов и многочисленные угрозы взрослых в семье;
- родительские ссоры и жаркие споры;
- пережитый испуг;
- «заражение страхами» как от сверстников, так и от взрослых.


Известный английский психолог Джон Боулби считал, что у появления страхов две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность.


Детские страхи возникают обычно в возрасте пяти-девяти лет, и многие со временем проходят сами собой. Но как быть в тот самый момент, когда страшно? Как научить ребёнка справляться с этим чувством?


Психолог Елизавета Филоненко в книге «Границы и правила» даёт следующие рекомендации:



  • спокойно реагировать на детский страх: «Да, вижу, что ты действительно боишься, будем искать выход»;

  • не корить и не насмехаться: «Самому не смешно: бояться маленького паучка?». Непринятие и осуждение эмоции ведёт к общей тревожности;

  • обеспечить достаточную для возраста ребёнка физическую нагрузку: чем он сильнее и увереннее в себе, тем успешнее справляется с любыми эмоциями, и со страхом в том числе;

  • поощрять общение: доказано, что чем больше у ребёнка контактов с ровесниками, тем меньше он всего боится.

  • не запугивать чадо, добиваясь таким образом послушания и дисциплины.


Когда соблюдены эти условия, можно использовать приёмы для преодоления страха.


Способы преодоления страха


Уничтожать объект страха. Нужно убрать наводящие страх вещи, картинки, игрушки из зоны видимости ребёнка, а также объяснить, что собой представляет пугающий предмет: как устроен, «откуда берётся», чтобы устранить приписываемые ему страшные качества.


В борьбе с невидимыми объектами воспользоваться самодельным волшебным спреем «Антимонстр»: взять флакон с водой, на него наклеить перечёркнутую картинку с персонажем, которого боится ваше чадо. Когда появляется страх, нужно быстренько разбрызгать волшебный препарат в «опасных местах»: в тёмных углах, под кроватью, за шторой.


Можно действовать и так: малыш боится темноты — приобрести ночник; пугают чудовища — смастерить с ним магический защитный амулет; страшно оставаться дома одному — завести домашнего питомца.


Сокращать дистанцию с предметом страха. Так, если у ребёнка боязнь собак, стоит начать изучать породы, просматривать картинки и видео в интернете, смотреть кино про хороших и добрых «друзей человека». Изучать правила поведения с животными. И, конечно, наблюдать за собаками – сначала издалека, потом ближе. Когда ребёнок будет готов, можно познакомиться со спокойной маленькой собачкой.


Если ребёнок в темноте боится, например, того, кто спрятался за комодом, нужно рассказать о том, что, включив свет или подойдя ближе, увидишь портфель/коробку/игрушку. Для этого потребуется всего лишь капелька храбрости!


Сочинять сказки. Подбирать сюжеты, где присутствуют персонажи и предметы, которых боится ребёнок: например, злые духи, волки, вампиры, и успешно «обезоруживать» их в истории.


Или сочинять вместе. Возьмите клубок толстых ниток и, перематывая его, начните рассказывать о мальчике или девочке, которые чего-то боялись. Например: «Жил-был на свете мальчик Костя. Он был добр, умён и ловок, и всё бы у него было замечательно, если бы не страхи. Дело в том, что Костя боялся… На этих словах передайте клубок сыну или дочке, продолжая держать в руке нить. Ребёнку нужно продолжить рассказ и наделить героя какими-то страхами. Вероятнее всего, это будут его собственные опасения. Так, передавая друг другу клубок, вы «плетёте» общую историю до тех пор, пока не закончится нить.


Если концовка не получается, предложите ребёнку подумать и через какое-то время продолжить придумывание историй о Косте со счастливым концом.


Совместное придумывание сказок хорошо тем, что взрослый может повернуть сюжет в нужную сторону, дать поддержку ребенку (то есть Косте), показать, как искать выход из трудной ситуации.


Играть со страхами. Интересно и эффективно использовать метод фоторобота. Наверняка ребёнку известно, что это – нарисованный художником портрет человека, которого сам он никогда не видел, а рисовал со слов тех, кто его лицезрел. Как правило, фоторобот нужен для того, чтобы найти преступника. Попробуйте найти и обезвредить страх, который мешал вчера ребёнку уснуть/высунуть нос из-под одеяла.


Итак, ребенок приходит в полицию и пишет заявление о том, что его испугал неизвестный. Требуется указать приметы страха. Взрослый (полицейский) составляет фоторобот, задаёт вопросы: «А не было ли у него огненного цвета усов?», «Какие существо издавало звуки?». Забавных деталей не должно быть много: только ребёнок имеет право смеяться над своими страхами. Пристальное внимание к страху может развеять его – ничего страшного в нём нет…


Радуйтесь каждому случаю преодоления ребёнком страха, задавайте вопросы, ответы на которые убеждают в том, что это сделал именно он! Ребёнку необходима поддержка взрослых.


За последнее десятилетия во всём мире отмечается рост детских страхов. Каковы же причины этого явления? Обстоятельства, при которых возникает страх: - страхи родителей, главным образом матери – ребёнок перенимает тревожность и беспокойство близких; - желание родителей уберечь своё чадо не только от реальной опасности, но и от любых неприятностей; - чрезмерное количество запретов и многочисленные угрозы взрослых в семье; - родительские ссоры и жаркие споры; - пережитый испуг; - «заражение страхами» как от сверстников, так и от взрослых. Известный английский психолог Джон Боулби считал, что у появления страхов две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность. Детские страхи возникают обычно в возрасте пяти-девяти лет, и многие со временем проходят сами собой. Но как быть в тот самый момент, когда страшно? Как научить ребёнка справляться с этим чувством? Психолог Елизавета Филоненко в книге «Границы и правила» даёт следующие рекомендации: спокойно реагировать на детский страх: «Да, вижу, что ты действительно боишься, будем искать выход»; не корить и не насмехаться: «Самому не смешно: бояться маленького паучка?». Непринятие и осуждение эмоции ведёт к общей тревожности; обеспечить достаточную для возраста ребёнка физическую нагрузку: чем он сильнее и увереннее в себе, тем успешнее справляется с любыми эмоциями, и со страхом в том числе; поощрять общение: доказано, что чем больше у ребёнка контактов с ровесниками, тем меньше он всего боится. не запугивать чадо, добиваясь таким образом послушания и дисциплины. Когда соблюдены эти условия, можно использовать приёмы для преодоления страха. Способы преодоления страха Уничтожать объект страха. Нужно убрать наводящие страх вещи, картинки, игрушки из зоны видимости ребёнка, а также объяснить, что собой представляет пугающий предмет: как устроен, «откуда берётся», чтобы устранить приписываемые ему страшные качества. В борьбе с невидимыми объектами воспользоваться самодельным волшебным спреем «Антимонстр»: взять флакон с водой, на него наклеить перечёркнутую картинку с персонажем, которого боится ваше чадо. Когда появляется страх, нужно быстренько разбрызгать волшебный препарат в «опасных местах»: в тёмных углах, под кроватью, за шторой. Можно действовать и так: малыш боится темноты — приобрести ночник; пугают чудовища — смастерить с ним магический защитный амулет; страшно оставаться дома одному — завести домашнего питомца. Сокращать дистанцию с предметом страха. Так, если у ребёнка боязнь собак, стоит начать изучать породы, просматривать картинки и видео в интернете, смотреть кино про хороших и добрых «друзей человека». Изучать правила поведения с животными. И, конечно, наблюдать за собаками – сначала издалека, потом ближе. Когда ребёнок будет готов, можно познакомиться со спокойной маленькой собачкой. Если ребёнок в темноте боится, например, того, кто спрятался за комодом, нужно рассказать о том, что, включив свет или подойдя ближе, увидишь портфель/коробку/игрушку. Для этого потребуется всего лишь капелька храбрости! Сочинять сказки. Подбирать сюжеты, где присутствуют персонажи и предметы, которых боится ребёнок: например, злые духи, волки, вампиры, и успешно «обезоруживать» их в истории. Или сочинять вместе. Возьмите клубок толстых ниток и, перематывая его, начните рассказывать о мальчике или девочке, которые чего-то боялись. Например: «Жил-был на свете мальчик Костя. Он был добр, умён и ловок, и всё бы у него было замечательно, если бы не страхи. Дело в том, что Костя боялся… На этих словах передайте клубок сыну или дочке, продолжая держать в руке нить. Ребёнку нужно продолжить рассказ и наделить героя какими-то страхами. Вероятнее всего, это будут его собственные опасения. Так, передавая друг другу клубок, вы «плетёте» общую историю до тех пор, пока не закончится нить. Если концовка не получается, предложите ребёнку подумать и через какое-то время продолжить придумывание историй о Косте со счастливым концом. Совместное придумывание сказок хорошо тем, что взрослый может повернуть сюжет в нужную сторону, дать поддержку ребенку (то есть Косте), показать, как искать выход из трудной ситуации. Играть со страхами. Интересно и эффективно использовать метод фоторобота. Наверняка ребёнку известно, что это – нарисованный художником портрет человека, которого сам он никогда не видел, а рисовал со слов тех, кто его лицезрел. Как правило, фоторобот нужен для того, чтобы найти преступника. Попробуйте найти и обезвредить страх, который мешал вчера ребёнку уснуть/высунуть нос из-под одеяла. Итак, ребенок приходит в полицию и пишет заявление о том, что его испугал неизвестный. Требуется указать приметы страха. Взрослый (полицейский) составляет фоторобот, задаёт вопросы: «А не было ли у него огненного цвета усов?», «Какие существо издавало звуки?». Забавных деталей не должно быть много: только ребёнок имеет право смеяться над своими страхами. Пристальное внимание к страху может развеять его – ничего страшного в нём нет… Радуйтесь каждому случаю преодоления ребёнком страха, задавайте вопросы, ответы на которые убеждают в том, что это сделал именно он! Ребёнку необходима поддержка взрослых.


Похожие новости