Страх: что делать с неприятным чувством - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 07-июл-2023, 10:30

Страх: что делать с неприятным чувством - « Как воспитывать ребенка»


За последнее десятилетия во всём мире отмечается рост детских страхов. Каковы же причины этого явления?


Обстоятельства, при которых возникает страх:


- страхи родителей, главным образом матери – ребёнок перенимает тревожность и беспокойство близких;
- желание родителей уберечь своё чадо не только от реальной опасности, но и от любых неприятностей;
- чрезмерное количество запретов и многочисленные угрозы взрослых в семье;
- родительские ссоры и жаркие споры;
- пережитый испуг;
- «заражение страхами» как от сверстников, так и от взрослых.


Известный английский психолог Джон Боулби считал, что у появления страхов две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность.


Детские страхи возникают обычно в возрасте пяти-девяти лет, и многие со временем проходят сами собой. Но как быть в тот самый момент, когда страшно? Как научить ребёнка справляться с этим чувством?


Психолог Елизавета Филоненко в книге «Границы и правила» даёт следующие рекомендации:



  • спокойно реагировать на детский страх: «Да, вижу, что ты действительно боишься, будем искать выход»;

  • не корить и не насмехаться: «Самому не смешно: бояться маленького паучка?». Непринятие и осуждение эмоции ведёт к общей тревожности;

  • обеспечить достаточную для возраста ребёнка физическую нагрузку: чем он сильнее и увереннее в себе, тем успешнее справляется с любыми эмоциями, и со страхом в том числе;

  • поощрять общение: доказано, что чем больше у ребёнка контактов с ровесниками, тем меньше он всего боится.

  • не запугивать чадо, добиваясь таким образом послушания и дисциплины.


Когда соблюдены эти условия, можно использовать приёмы для преодоления страха.


Способы преодоления страха


Уничтожать объект страха. Нужно убрать наводящие страх вещи, картинки, игрушки из зоны видимости ребёнка, а также объяснить, что собой представляет пугающий предмет: как устроен, «откуда берётся», чтобы устранить приписываемые ему страшные качества.


В борьбе с невидимыми объектами воспользоваться самодельным волшебным спреем «Антимонстр»: взять флакон с водой, на него наклеить перечёркнутую картинку с персонажем, которого боится ваше чадо. Когда появляется страх, нужно быстренько разбрызгать волшебный препарат в «опасных местах»: в тёмных углах, под кроватью, за шторой.


Можно действовать и так: малыш боится темноты — приобрести ночник; пугают чудовища — смастерить с ним магический защитный амулет; страшно оставаться дома одному — завести домашнего питомца.


Сокращать дистанцию с предметом страха. Так, если у ребёнка боязнь собак, стоит начать изучать породы, просматривать картинки и видео в интернете, смотреть кино про хороших и добрых «друзей человека». Изучать правила поведения с животными. И, конечно, наблюдать за собаками – сначала издалека, потом ближе. Когда ребёнок будет готов, можно познакомиться со спокойной маленькой собачкой.


Если ребёнок в темноте боится, например, того, кто спрятался за комодом, нужно рассказать о том, что, включив свет или подойдя ближе, увидишь портфель/коробку/игрушку. Для этого потребуется всего лишь капелька храбрости!


Сочинять сказки. Подбирать сюжеты, где присутствуют персонажи и предметы, которых боится ребёнок: например, злые духи, волки, вампиры, и успешно «обезоруживать» их в истории.


Или сочинять вместе. Возьмите клубок толстых ниток и, перематывая его, начните рассказывать о мальчике или девочке, которые чего-то боялись. Например: «Жил-был на свете мальчик Костя. Он был добр, умён и ловок, и всё бы у него было замечательно, если бы не страхи. Дело в том, что Костя боялся… На этих словах передайте клубок сыну или дочке, продолжая держать в руке нить. Ребёнку нужно продолжить рассказ и наделить героя какими-то страхами. Вероятнее всего, это будут его собственные опасения. Так, передавая друг другу клубок, вы «плетёте» общую историю до тех пор, пока не закончится нить.


Если концовка не получается, предложите ребёнку подумать и через какое-то время продолжить придумывание историй о Косте со счастливым концом.


Совместное придумывание сказок хорошо тем, что взрослый может повернуть сюжет в нужную сторону, дать поддержку ребенку (то есть Косте), показать, как искать выход из трудной ситуации.


Играть со страхами. Интересно и эффективно использовать метод фоторобота. Наверняка ребёнку известно, что это – нарисованный художником портрет человека, которого сам он никогда не видел, а рисовал со слов тех, кто его лицезрел. Как правило, фоторобот нужен для того, чтобы найти преступника. Попробуйте найти и обезвредить страх, который мешал вчера ребёнку уснуть/высунуть нос из-под одеяла.


Итак, ребенок приходит в полицию и пишет заявление о том, что его испугал неизвестный. Требуется указать приметы страха. Взрослый (полицейский) составляет фоторобот, задаёт вопросы: «А не было ли у него огненного цвета усов?», «Какие существо издавало звуки?». Забавных деталей не должно быть много: только ребёнок имеет право смеяться над своими страхами. Пристальное внимание к страху может развеять его – ничего страшного в нём нет…


Радуйтесь каждому случаю преодоления ребёнком страха, задавайте вопросы, ответы на которые убеждают в том, что это сделал именно он! Ребёнку необходима поддержка взрослых.


За последнее десятилетия во всём мире отмечается рост детских страхов. Каковы же причины этого явления? Обстоятельства, при которых возникает страх: - страхи родителей, главным образом матери – ребёнок перенимает тревожность и беспокойство близких; - желание родителей уберечь своё чадо не только от реальной опасности, но и от любых неприятностей; - чрезмерное количество запретов и многочисленные угрозы взрослых в семье; - родительские ссоры и жаркие споры; - пережитый испуг; - «заражение страхами» как от сверстников, так и от взрослых. Известный английский психолог Джон Боулби считал, что у появления страхов две причины. Первая — присутствие чего-то угрожающего, вторая — отсутствие того, что обеспечивает безопасность. Детские страхи возникают обычно в возрасте пяти-девяти лет, и многие со временем проходят сами собой. Но как быть в тот самый момент, когда страшно? Как научить ребёнка справляться с этим чувством? Психолог Елизавета Филоненко в книге «Границы и правила» даёт следующие рекомендации: спокойно реагировать на детский страх: «Да, вижу, что ты действительно боишься, будем искать выход»; не корить и не насмехаться: «Самому не смешно: бояться маленького паучка?». Непринятие и осуждение эмоции ведёт к общей тревожности; обеспечить достаточную для возраста ребёнка физическую нагрузку: чем он сильнее и увереннее в себе, тем успешнее справляется с любыми эмоциями, и со страхом в том числе; поощрять общение: доказано, что чем больше у ребёнка контактов с ровесниками, тем меньше он всего боится. не запугивать чадо, добиваясь таким образом послушания и дисциплины. Когда соблюдены эти условия, можно использовать приёмы для преодоления страха. Способы преодоления страха Уничтожать объект страха. Нужно убрать наводящие страх вещи, картинки, игрушки из зоны видимости ребёнка, а также объяснить, что собой представляет пугающий предмет: как устроен, «откуда берётся», чтобы устранить приписываемые ему страшные качества. В борьбе с невидимыми объектами воспользоваться самодельным волшебным спреем «Антимонстр»: взять флакон с водой, на него наклеить перечёркнутую картинку с персонажем, которого боится ваше чадо. Когда появляется страх, нужно быстренько разбрызгать волшебный препарат в «опасных местах»: в тёмных углах, под кроватью, за шторой. Можно действовать и так: малыш боится темноты — приобрести ночник; пугают чудовища — смастерить с ним магический защитный амулет; страшно оставаться дома одному — завести домашнего питомца. Сокращать дистанцию с предметом страха. Так, если у ребёнка боязнь собак, стоит начать изучать породы, просматривать картинки и видео в интернете, смотреть кино про хороших и добрых «друзей человека». Изучать правила поведения с животными. И, конечно, наблюдать за собаками – сначала издалека, потом ближе. Когда ребёнок будет готов, можно познакомиться со спокойной маленькой собачкой. Если ребёнок в темноте боится, например, того, кто спрятался за комодом, нужно рассказать о том, что, включив свет или подойдя ближе, увидишь портфель/коробку/игрушку. Для этого потребуется всего лишь капелька храбрости! Сочинять сказки. Подбирать сюжеты, где присутствуют персонажи и предметы, которых боится ребёнок: например, злые духи, волки, вампиры, и успешно «обезоруживать» их в истории. Или сочинять вместе. Возьмите клубок толстых ниток и, перематывая его, начните рассказывать о мальчике или девочке, которые чего-то боялись. Например: «Жил-был на свете мальчик Костя. Он был добр, умён и ловок, и всё бы у него было замечательно, если бы не страхи. Дело в том, что Костя боялся… На этих словах передайте клубок сыну или дочке, продолжая держать в руке нить. Ребёнку нужно продолжить рассказ и наделить героя какими-то страхами. Вероятнее всего, это будут его собственные опасения. Так, передавая друг другу клубок, вы «плетёте» общую историю до тех пор, пока не закончится нить. Если концовка не получается, предложите ребёнку подумать и через какое-то время продолжить придумывание историй о Косте со счастливым концом. Совместное придумывание сказок хорошо тем, что взрослый может повернуть сюжет в нужную сторону, дать поддержку ребенку (то есть Косте), показать, как искать выход из трудной ситуации. Играть со страхами. Интересно и эффективно использовать метод фоторобота. Наверняка ребёнку известно, что это – нарисованный художником портрет человека, которого сам он никогда не видел, а рисовал со слов тех, кто его лицезрел. Как правило, фоторобот нужен для того, чтобы найти преступника. Попробуйте найти и обезвредить страх, который мешал вчера ребёнку уснуть/высунуть нос из-под одеяла. Итак, ребенок приходит в полицию и пишет заявление о том, что его испугал неизвестный. Требуется указать приметы страха. Взрослый (полицейский) составляет фоторобот, задаёт вопросы: «А не было ли у него огненного цвета усов?», «Какие существо издавало звуки?». Забавных деталей не должно быть много: только ребёнок имеет право смеяться над своими страхами. Пристальное внимание к страху может развеять его – ничего страшного в нём нет… Радуйтесь каждому случаю преодоления ребёнком страха, задавайте вопросы, ответы на которые убеждают в том, что это сделал именно он! Ребёнку необходима поддержка взрослых.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика