Как сказки помогают справляться с детскими проблемами - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 21-дек-2023, 10:30

Как сказки помогают справляться с детскими проблемами - « Как воспитывать ребенка»


Каждый ребенок сталкивается в своей жизни с различными сложностями. Например, непонимание со стороны сверстников, «негативные» чувства — печаль, обида, агрессия. Он «ищет себя», не знает, как правильно поступить, не может до конца разделить понятия «добро» и «зло». Настоящей «палочкой-выручалочкой» здесь может стать сказка.


Сказочные истории помогают детям переносить жизненные невзгоды. Известно, что дети, которые долго верят в существование Деда Мороза и в то, что над злодеями обязательно одерживается победа, более стрессоустойчивые и часто более счастливые. Они сохраняют оптимизм и во взрослой жизни.


Как «работает» сказкотерапия. Свое влияние на человека сказка оказывает с помощью механизма идентификации. При умелом использовании этого инструмента ребенок будет отождествлять себя с добрым героем, будет сопереживать ему, ощущая определенные эмоции.


В сюжетах сказок поднимаются разные темы — такие как страхи, тревоги, жадность, агрессия, благодаря чему у ребенка появляется возможность узнать об этих чувствах, научиться управлять ими, правильно понимать, что такое хорошо и что плохо. Он может отслеживать, к каким последствиям привели действия, совершаемые отрицательными героями, и делать правильные выводы. К тому же, сказочная история способна полностью завладеть вниманием даже активного и непослушного чада.


Сложности, с которыми помогает справляться сказка


Трудности в общении. В сюжете сказки могут проигрываться конфликты, обиды, разногласия, с которыми ребенок сталкивается во дворе, в детском саду, в школе, в кругу семьи. Слушая или читая сказку, ребенок понимает, что дружить гораздо интереснее, чем ссориться. Или он сопереживает сказочному герою, когда его обижают, и приходит к выводу, что не хочет быть обидчиком.


Внутренние переживания. Сказка – как волшебное зеркало, в котором ребенок может увидеть свои недостатки и работать над собой, отследить, как герои сталкиваются с переживаниями, как справляются с ними, и обрести гармонию.


Страхи. Страхи губительно действуют на неокрепшую психику ребенка. Они могут стать причиной задержки развития, истощать ребенка эмоционально. Чтобы победить страх, нужно прочитать, а лучше – придумать сказку, в которой герой успешно борется с тем или иным страхом. Сопереживая сказочному персонажу, ребенок идентифицирует себя с ним и понимает, что со страхами можно справиться.


Например, если чадо боится темноты, на помощь придет «Сказка про Питера Пэна». Ребенок увидит, что ночь – это вовсе не страшное время суток, а красивое романтическое время, когда в темноте горят светлячки, светит луна. Сказочные мальчики играют с детьми в игры, не боясь никого.


Возрастные трудности. Каждый возраст связан с определенными сложностями, и сказка помогает с ними справляться. Например, в 5-6 лет вы можете прочитать или придумать сказку про героя, который понял, что ему нужно стать самостоятельным, и научился, например, одеваться и укладываться спать. Обязательно продумайте счастливый конец сказки, как рад был сам ребенок, как счастливы стали мама и папа.


Сказкотерапия способна не только справляться с детскими проблемами, но и служить отличной профилактикой возникновения сложностей в более старшем возрасте. Так, например, сказка:



  • Развивает мышление. Слушая истории, дети учатся анализировать поступки героев, определять положительных и отрицательных персонажей, оценивать последствия тех или иных действий. Такой подход позволяет совершенствовать память, улучшать концентрацию внимания, развивать логическое мышление.

  • Прививает истинные ценности. Благодаря сказке ребенок может быстрее и четче осознать, что такое добро и зло, честность и ответственность, любовь и справедливость. На примере сказочных героев он будет учиться порядочности, заботе о близких, достижению поставленных целей. Отследив последствия поведения негативных персонажей, ему уж точно не захочется быть похожим на них.

  • Положительно влияет на поведение ребенка. Грамотно подобранная или придуманная сказка способна мягко корректировать поведение ребенка без наказаний, мотивировать его стать добрее, послушнее, отзывчивее.


Как использовать сказку



  1. Сказку важно не просто читать, а умело расставлять в ней акценты, чтобы ребенок сделал правильные выводы. Обязательно надо обсуждать прочитанное.

  2. Выбирать сказки, которые помогут проработать одну или максимум две конкретные проблемы. В противном случае ребенок может растеряться.

  3. Не сводить сказки к нотациям. Сказка потому и работает, что не вызывает сопротивления у ребенка.

  4. Обсуждать эмоции и поведение героев. После прочтения сказки задавайте ребенку вопросы: какие события происходили с героями? Как они вели себя в разных ситуациях? Чем закончилась сказка? Какой в ней намек? Как бы поступил ребенок, будь он на месте героя? Если ребенок не может ответить, помогите.

  5. Разговаривать о чувствах — какие вызвала сказка: радость, страх, печаль. Если сказка имеет грустный конец, предложите придумать свою концовку.

  6. Возьмите на себя роль сказкотерапевта и подберите или придумайте историю про ребенка того же возраста с чертами характера и поведения, делающими его похожим на вашего сына или дочку. В основу сюжета вашей сказки включите проблему, с которой столкнулся ребенок. Расскажите, как герой справился с ней, опишите весь спектр чувств, который он испытывал. Придумайте happy and. Сделайте акцент на том, что конец потому счастливый, что герой справился со сложностью.


Сказка – это простой в использовании, но очень эффективный инструмент в решении детских проблем. Она может стать добрым учителем и доктором для ребенка. Лечение сказкой – относительно молодая практика, которая показала очень хорошие результаты! Даже самые сложные дети могут понять и принять то, что хотят донести до них взрослые, если для этой информации использовать в «волшебную» обертку.


Каждый ребенок сталкивается в своей жизни с различными сложностями. Например, непонимание со стороны сверстников, «негативные» чувства — печаль, обида, агрессия. Он «ищет себя», не знает, как правильно поступить, не может до конца разделить понятия «добро» и «зло». Настоящей «палочкой-выручалочкой» здесь может стать сказка. Сказочные истории помогают детям переносить жизненные невзгоды. Известно, что дети, которые долго верят в существование Деда Мороза и в то, что над злодеями обязательно одерживается победа, более стрессоустойчивые и часто более счастливые. Они сохраняют оптимизм и во взрослой жизни. Как «работает» сказкотерапия. Свое влияние на человека сказка оказывает с помощью механизма идентификации. При умелом использовании этого инструмента ребенок будет отождествлять себя с добрым героем, будет сопереживать ему, ощущая определенные эмоции. В сюжетах сказок поднимаются разные темы — такие как страхи, тревоги, жадность, агрессия, благодаря чему у ребенка появляется возможность узнать об этих чувствах, научиться управлять ими, правильно понимать, что такое хорошо и что плохо. Он может отслеживать, к каким последствиям привели действия, совершаемые отрицательными героями, и делать правильные выводы. К тому же, сказочная история способна полностью завладеть вниманием даже активного и непослушного чада. Сложности, с которыми помогает справляться сказка Трудности в общении. В сюжете сказки могут проигрываться конфликты, обиды, разногласия, с которыми ребенок сталкивается во дворе, в детском саду, в школе, в кругу семьи. Слушая или читая сказку, ребенок понимает, что дружить гораздо интереснее, чем ссориться. Или он сопереживает сказочному герою, когда его обижают, и приходит к выводу, что не хочет быть обидчиком. Внутренние переживания. Сказка – как волшебное зеркало, в котором ребенок может увидеть свои недостатки и работать над собой, отследить, как герои сталкиваются с переживаниями, как справляются с ними, и обрести гармонию. Страхи. Страхи губительно действуют на неокрепшую психику ребенка. Они могут стать причиной задержки развития, истощать ребенка эмоционально. Чтобы победить страх, нужно прочитать, а лучше – придумать сказку, в которой герой успешно борется с тем или иным страхом. Сопереживая сказочному персонажу, ребенок идентифицирует себя с ним и понимает, что со страхами можно справиться. Например, если чадо боится темноты, на помощь придет «Сказка про Питера Пэна». Ребенок увидит, что ночь – это вовсе не страшное время суток, а красивое романтическое время, когда в темноте горят светлячки, светит луна. Сказочные мальчики играют с детьми в игры, не боясь никого. Возрастные трудности. Каждый возраст связан с определенными сложностями, и сказка помогает с ними справляться. Например, в 5-6 лет вы можете прочитать или придумать сказку про героя, который понял, что ему нужно стать самостоятельным, и научился, например, одеваться и укладываться спать. Обязательно продумайте счастливый конец сказки, как рад был сам ребенок, как счастливы стали мама и папа. Сказкотерапия способна не только справляться с детскими проблемами, но и служить отличной профилактикой возникновения сложностей в более старшем возрасте. Так, например, сказка: Развивает мышление. Слушая истории, дети учатся анализировать поступки героев, определять положительных и отрицательных персонажей, оценивать последствия тех или иных действий. Такой подход позволяет совершенствовать память, улучшать концентрацию внимания, развивать логическое мышление. Прививает истинные ценности. Благодаря сказке ребенок может быстрее и четче осознать, что такое добро и зло, честность и ответственность, любовь и справедливость. На примере сказочных героев он будет учиться порядочности, заботе о близких, достижению поставленных целей. Отследив последствия поведения негативных персонажей, ему уж точно не захочется быть похожим на них. Положительно влияет на поведение ребенка. Грамотно подобранная или придуманная сказка способна мягко корректировать поведение ребенка без наказаний, мотивировать его стать добрее, послушнее, отзывчивее. Как использовать сказку Сказку важно не просто читать, а умело расставлять в ней акценты, чтобы ребенок сделал правильные выводы. Обязательно надо обсуждать прочитанное. Выбирать сказки, которые помогут проработать одну или максимум две конкретные проблемы. В противном случае ребенок может растеряться. Не сводить сказки к нотациям. Сказка потому и работает, что не вызывает сопротивления у ребенка. Обсуждать эмоции и поведение героев. После прочтения сказки задавайте ребенку вопросы: какие события происходили с героями? Как они вели себя в разных ситуациях? Чем закончилась сказка? Какой в ней намек? Как бы поступил ребенок, будь он на месте героя? Если ребенок не может ответить, помогите. Разговаривать о чувствах — какие вызвала сказка: радость, страх, печаль. Если сказка имеет грустный конец, предложите придумать свою концовку. Возьмите на себя роль сказкотерапевта и подберите или придумайте историю про ребенка того же возраста с чертами характера и поведения, делающими его похожим на вашего сына или дочку. В основу сюжета вашей сказки включите проблему, с которой столкнулся ребенок. Расскажите, как герой справился с ней, опишите весь спектр чувств, который он испытывал. Придумайте happy and. Сделайте акцент на том, что конец потому счастливый, что герой справился со сложностью. Сказка – это простой в использовании, но очень эффективный инструмент в решении детских проблем. Она может стать добрым учителем и доктором для ребенка. Лечение сказкой – относительно молодая практика, которая показала очень хорошие результаты! Даже самые сложные дети могут понять и принять то, что хотят донести до них взрослые, если для этой информации использовать в «волшебную» обертку.


Похожие новости