- 21-дек-2023, 10:30
Как сказки помогают справляться с детскими проблемами - « Как воспитывать ребенка»
Каждый ребенок сталкивается в своей жизни с различными сложностями. Например, непонимание со стороны сверстников, «негативные» чувства — печаль, обида, агрессия. Он «ищет себя», не знает, как правильно поступить, не может до конца разделить понятия «добро» и «зло». Настоящей «палочкой-выручалочкой» здесь может стать сказка.
Сказочные истории помогают детям переносить жизненные невзгоды. Известно, что дети, которые долго верят в существование Деда Мороза и в то, что над злодеями обязательно одерживается победа, более стрессоустойчивые и часто более счастливые. Они сохраняют оптимизм и во взрослой жизни.
Как «работает» сказкотерапия. Свое влияние на человека сказка оказывает с помощью механизма идентификации. При умелом использовании этого инструмента ребенок будет отождествлять себя с добрым героем, будет сопереживать ему, ощущая определенные эмоции.
В сюжетах сказок поднимаются разные темы — такие как страхи, тревоги, жадность, агрессия, благодаря чему у ребенка появляется возможность узнать об этих чувствах, научиться управлять ими, правильно понимать, что такое хорошо и что плохо. Он может отслеживать, к каким последствиям привели действия, совершаемые отрицательными героями, и делать правильные выводы. К тому же, сказочная история способна полностью завладеть вниманием даже активного и непослушного чада.
Сложности, с которыми помогает справляться сказка
Трудности в общении. В сюжете сказки могут проигрываться конфликты, обиды, разногласия, с которыми ребенок сталкивается во дворе, в детском саду, в школе, в кругу семьи. Слушая или читая сказку, ребенок понимает, что дружить гораздо интереснее, чем ссориться. Или он сопереживает сказочному герою, когда его обижают, и приходит к выводу, что не хочет быть обидчиком.
Внутренние переживания. Сказка – как волшебное зеркало, в котором ребенок может увидеть свои недостатки и работать над собой, отследить, как герои сталкиваются с переживаниями, как справляются с ними, и обрести гармонию.
Страхи. Страхи губительно действуют на неокрепшую психику ребенка. Они могут стать причиной задержки развития, истощать ребенка эмоционально. Чтобы победить страх, нужно прочитать, а лучше – придумать сказку, в которой герой успешно борется с тем или иным страхом. Сопереживая сказочному персонажу, ребенок идентифицирует себя с ним и понимает, что со страхами можно справиться.
Например, если чадо боится темноты, на помощь придет «Сказка про Питера Пэна». Ребенок увидит, что ночь – это вовсе не страшное время суток, а красивое романтическое время, когда в темноте горят светлячки, светит луна. Сказочные мальчики играют с детьми в игры, не боясь никого.
Возрастные трудности. Каждый возраст связан с определенными сложностями, и сказка помогает с ними справляться. Например, в 5-6 лет вы можете прочитать или придумать сказку про героя, который понял, что ему нужно стать самостоятельным, и научился, например, одеваться и укладываться спать. Обязательно продумайте счастливый конец сказки, как рад был сам ребенок, как счастливы стали мама и папа.
Сказкотерапия способна не только справляться с детскими проблемами, но и служить отличной профилактикой возникновения сложностей в более старшем возрасте. Так, например, сказка:
- Развивает мышление. Слушая истории, дети учатся анализировать поступки героев, определять положительных и отрицательных персонажей, оценивать последствия тех или иных действий. Такой подход позволяет совершенствовать память, улучшать концентрацию внимания, развивать логическое мышление.
- Прививает истинные ценности. Благодаря сказке ребенок может быстрее и четче осознать, что такое добро и зло, честность и ответственность, любовь и справедливость. На примере сказочных героев он будет учиться порядочности, заботе о близких, достижению поставленных целей. Отследив последствия поведения негативных персонажей, ему уж точно не захочется быть похожим на них.
- Положительно влияет на поведение ребенка. Грамотно подобранная или придуманная сказка способна мягко корректировать поведение ребенка без наказаний, мотивировать его стать добрее, послушнее, отзывчивее.
Как использовать сказку
- Сказку важно не просто читать, а умело расставлять в ней акценты, чтобы ребенок сделал правильные выводы. Обязательно надо обсуждать прочитанное.
- Выбирать сказки, которые помогут проработать одну или максимум две конкретные проблемы. В противном случае ребенок может растеряться.
- Не сводить сказки к нотациям. Сказка потому и работает, что не вызывает сопротивления у ребенка.
- Обсуждать эмоции и поведение героев. После прочтения сказки задавайте ребенку вопросы: какие события происходили с героями? Как они вели себя в разных ситуациях? Чем закончилась сказка? Какой в ней намек? Как бы поступил ребенок, будь он на месте героя? Если ребенок не может ответить, помогите.
- Разговаривать о чувствах — какие вызвала сказка: радость, страх, печаль. Если сказка имеет грустный конец, предложите придумать свою концовку.
- Возьмите на себя роль сказкотерапевта и подберите или придумайте историю про ребенка того же возраста с чертами характера и поведения, делающими его похожим на вашего сына или дочку. В основу сюжета вашей сказки включите проблему, с которой столкнулся ребенок. Расскажите, как герой справился с ней, опишите весь спектр чувств, который он испытывал. Придумайте happy and. Сделайте акцент на том, что конец потому счастливый, что герой справился со сложностью.
Сказка – это простой в использовании, но очень эффективный инструмент в решении детских проблем. Она может стать добрым учителем и доктором для ребенка. Лечение сказкой – относительно молодая практика, которая показала очень хорошие результаты! Даже самые сложные дети могут понять и принять то, что хотят донести до них взрослые, если для этой информации использовать в «волшебную» обертку.