Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 26-мар-2024, 10:30

Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка»



К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты.


Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг.



Мыслить критически – значит:



  • объективно оценивать любую ситуацию;

  • оценивать риск и выгоду;

  • искать и анализировать информацию;

  • оценивать последствия своих действий;

  • иметь свое аргументированное мнение.



Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений.



Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах.



Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе.



Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас.


Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения.



1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго.



2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение.



3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее.



4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре.


Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени.




  • Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной.


  • Отделять факт от мнения.
    Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим.


  • Искать причину и следствие.
    У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков.


  • Рассматривать все варианты.
    Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший.



Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность.



Светлана Садовникова



Фото с сайта kartinkof.club


К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты. Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг. Мыслить критически – значит: объективно оценивать любую ситуацию; оценивать риск и выгоду; искать и анализировать информацию; оценивать последствия своих действий; иметь свое аргументированное мнение. Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений. Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах. Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе. Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас. Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения. 1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго. 2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение. 3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее. 4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре. Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени. Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной. Отделять факт от мнения. Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим. Искать причину и следствие. У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков. Рассматривать все варианты. Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший. Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность. Светлана Садовникова Фото с сайта kartinkof.club


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика