Чему обучают будущих врачей в современных медицинских университетах в России? Как меняется сама медицина? Поспевают ли за этими изменениями технологии? Об этом...
МОСКВА, 27 мая — . Чему обучают будущих врачей в современных медицинских университетах в России? Как меняется сама медицина? Поспевают ли за этими изменениями технологии? Об этом и многом другом в интервью рассказал ректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ), профессор РАН Александр Колсанов.- Что вы ждете от приемной кампании в этом году?- У нас есть серьезные новации в образовании, к которым университет готовился два года. По сути, это "пересборка" всего специалитета: с четвертого курса на всех медицинских специальностях появляются разные треки. Например, в укрупненной группе "Клиническая медицина" можно выбрать один из трех треков: врач первичного звена, врач-терапевт с возможностью дальнейшей специализации и трек "исследования и разработки".У каждого образовательного трека появляется свой руководитель, который видит картину целиком, очень четко понимая компетентностный профиль выпускника на выходе. На эти позиции мы привлекли сильных практикующих врачей и экспертов. Кстати, главный врач крупнейшей в регионе поликлиники возглавит один из таких треков. Он, как никто лучше знает, каким должен быть врач в первичном звене.С одной стороны, 75% образовательных программ едины для всех студентов и выпускник любого трека будет иметь право работать в первичном звене. С другой — он будет получать дополнительные компетенции с учетом выбранного трека.Мы осознанно шли к этим изменениям, потому что меняется рынок труда, пересматриваются задачи системы здравоохранения в первичном звене. Одновременно с этим развиваются технологические компании, у которых свои запросы на компетенции выпускников.Суммарно в этом году планируем набрать 1800 студентов. Это будет самый большой набор за всю историю существования университета, которому в этом году исполняется 105 лет.- Ожидаются ли какие-то новые программы подготовки?- В Передовой инженерной школе (ПИШ) на базе университета откроется набор на новое актуальное направление магистратуры "Биотехнология". В нем предусмотрены два профиля: по высокоэффективным инструментам регенеративной медицины и биоматериалам, а также по разработке тест-систем для диагностики in vitro.ПИШ позволяет нам принимать ИТ-специалистов и инженеров, которые на базе медицинского университета получают углубленные знания по анатомии, физиологии и другим клиническим дисциплинам, в то время как будущим врачам мы даем инженерные знания и компетенции в сфере ИТ.Казалось бы, "айтишник" и врач — люди с разных планет, но именно их работа на стыке приводит к созданию инновационных продуктов и формированию технологического суверенитета страны в области медицинских изделий.- Недавно прошло расширенное заседание Российского Союза ректоров, на котором была озвучена проблема, касающаяся преподавателей медицинских вузов: они стареют, а молодые не приходят, так как зарплата у педагогов в университете ниже, чем у врачей в первичном звене здравоохранения. Как их удержать, чем привлечь?- У нас такой проблемы нет. Во-первых, для удержания и привлечения есть прямая мотивация — финансовая. Последние пять лет в вузе идет планомерный рост зарплат: суммарно с 2019 года зарплаты выросли почти на 50%.Во-вторых, на мой взгляд, врачевание и преподавание нельзя разделять. У нас преподаватели занимаются наукой, внедряют инновации и параллельно ведут лечебный процесс. В университете тысячекоечные клиники и более 70 кафедр. Врач может одновременно работать в поликлинике и быть ассистентом на кафедре. А как преподавать, если ты не ведешь реальную медицинскую деятельность? Многим вещам можно научиться только у постели больного.В-третьих, преподавателю должно быть интересно работать в университете. У нас есть хорошая практика, когда кафедры вовлекаются в проекты по созданию конкретных продуктов. В итоге врач-разработчик видит результат своего труда и получает за это дополнительное финансирование.- Вы пять лет руководите вузом, которому уже больше ста лет. Даже сложно представить, как за целый век кардинально изменилась медицина. Что вас особенно впечатляет в этом смысле?- В медицине я бы выделил два принципиальных блока: традиции, и в этом контексте российская медицинская школа всегда была очень сильна и отличалась от западных, и технологии. Мощнейшая база, которую учителя и наставники нам передали, привела к прорывам, связанными с нейронаукой, ИТ-медициной, биотехнологиями.Если говорить конкретно про университет, то наш НИИ "БиоТех" сейчас производит более 200 наименований биоматериалов — материалов, которые биодеградируя, замещают собственные ткани пациента. Впечатляют клеточные технологии, таргетная терапия (как вид молекулярной медицины, таргетная терапия блокирует рост раковых клеток с помощью вмешательства в механизм действия конкретных молекул, необходимых для роста опухоли). Онкогематологические пациенты получают хорошую перспективу продления ремиссии и нормальное качество жизни.У нас большая линейка по биопринтингу: разработаны различные гидрогели, биоаналоги хрящевой ткани, костной ткани. Это значит, что уже совсем скоро можно будет производить пересадку ушной раковины, носовой перегородки, кожи.С помощью 3D-принтинга на базе университета печатают индивидуальные эндопротезы из титана. За полтора года было напечатано более 500 таких изделий под конкретных пациентов, в том числе для участников СВО. Буквально недавно по поручению министра здравоохранения мы разработали и произвели первый в стране раздвижной модульной эндопротез тазобедренного сустава.Раньше подобные протезы нам поставляли импортные компании, но из-за санкций поставки были прекращены. Такой протез обеспечивает управляемое телескопическое удлинение имплантата без повторных операций. Это особенно важно для детей, страдающих костной онкологией. Первый протез был установлен в Клиниках СамГМУ взрослому пациенту, а в этом году перед нами стоит задача произвести это изделие для ребенка.Нельзя не сказать про ИТ-медицину. В университете развивается предоперационное планирование, телемедицина, виртуальная реабилитация…- Что вы имеете в виду под "виртуальной реабилитацией"?- Пациент после инсульта с помощью технологий виртуальной реальности видит свой аватар, наблюдает за ним и вертикализируется. За счет воздействия на стопу все это синхронизируется. Процесс реабилитации ускоряется в полтора раза: если пациент лежал, он садится; если сидел, он встает, постепенно переходит к нормальной качественной жизни.- В контексте медицинского образования сейчас принято говорить о пациентоориентированности, поскольку сам пациент сильно изменился, врач теперь должен уметь не только лечить, но и убеждать, доказывать… Как это транслируется в образовательных программах?- Действительно, позиции очень изменились. Сейчас врач и пациент должны быть партнерами. Без согласия и принятия тактики лечения врач ничего не может сделать. Между тем, благодаря интернету у нас теперь каждый пациент — сам себе и врач, и главный врач, и заведующий отделением, и хирург, и вирусолог…Мы разработали интересный коммуникативный модуль виртуальной реальности, который позволяет обучать студентов поведению при возникновении внештатных и конфликтных ситуаций. Система следит за тем, как человек отвечает, как сглаживает конфликт. Потом система все это оценивает и дает некое резюме с конкретными рекомендациями по развитию коммуникативных навыков.- Среди медицинских вузов всегда была очень высокая конкуренция. Как вы с этим справляетесь?- Мы сфокусировались на новой модели медицинского технологического университета. То есть мы сами проводим научные исследования, разрабатываем технологию, делаем прототип, готовый продукт, сами его производим и выводим на рынок. Наши собственные клиники первыми внедряют ее в практику, а затем масштабируют. Речь идет о десятках таких продуктов, которые продаются не только в России, но и в 15 странах мира.Университет вошел в программу "Приоритет-2030", причем два года подряд занимает первое место по стране в треке "Территориальное и отраслевое лидерство". Кроме того, СамГМУ вошел в проект "Передовые инженерные школы", где у нас 3 место среди всех российских университетов.Мы пересмотрели научную стратегию университета: если раньше в приоритете была фундаментальная наука, то сейчас — прикладные разработки. Наша гордость — внедрение полного цикла "от идеи до продукта". Центр серийного производства — это производственные площади в 7500 кв. м., на которых уже реализовано 220 технических проектов, включая выпуск первой российской системы хирургической навигации AUTOPLAN.
Чему обучают будущих врачей в современных медицинских университетах в России? Как меняется сама медицина? Поспевают ли за этими изменениями технологии? Об этом. МОСКВА, 27 мая — . Чему обучают будущих врачей в современных медицинских университетах в России? Как меняется сама медицина? Поспевают ли за этими изменениями технологии? Об этом и многом другом в интервью рассказал ректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ), профессор РАН Александр Колсанов.- Что вы ждете от приемной кампании в этом году?- У нас есть серьезные новации в образовании, к которым университет готовился два года. По сути, это "пересборка" всего специалитета: с четвертого курса на всех медицинских специальностях появляются разные треки. Например, в укрупненной группе "Клиническая медицина" можно выбрать один из трех треков: врач первичного звена, врач-терапевт с возможностью дальнейшей специализации и трек "исследования и разработки".У каждого образовательного трека появляется свой руководитель, который видит картину целиком, очень четко понимая компетентностный профиль выпускника на выходе. На эти позиции мы привлекли сильных практикующих врачей и экспертов. Кстати, главный врач крупнейшей в регионе поликлиники возглавит один из таких треков. Он, как никто лучше знает, каким должен быть врач в первичном звене.С одной стороны, 75% образовательных программ едины для всех студентов и выпускник любого трека будет иметь право работать в первичном звене. С другой — он будет получать дополнительные компетенции с учетом выбранного трека.Мы осознанно шли к этим изменениям, потому что меняется рынок труда, пересматриваются задачи системы здравоохранения в первичном звене. Одновременно с этим развиваются технологические компании, у которых свои запросы на компетенции выпускников.Суммарно в этом году планируем набрать 1800 студентов. Это будет самый большой набор за всю историю существования университета, которому в этом году исполняется 105 лет.- Ожидаются ли какие-то новые программы подготовки?- В Передовой инженерной школе (ПИШ) на базе университета откроется набор на новое актуальное направление магистратуры "Биотехнология". В нем предусмотрены два профиля: по высокоэффективным инструментам регенеративной медицины и биоматериалам, а также по разработке тест-систем для диагностики in vitro.ПИШ позволяет нам принимать ИТ-специалистов и инженеров, которые на базе медицинского университета получают углубленные знания по анатомии, физиологии и другим клиническим дисциплинам, в то время как будущим врачам мы даем инженерные знания и компетенции в сфере ИТ.Казалось бы, "айтишник" и врач — люди с разных планет, но именно их работа на стыке приводит к созданию инновационных продуктов и формированию технологического суверенитета страны в области медицинских изделий.- Недавно прошло расширенное заседание Российского Союза ректоров, на котором была озвучена проблема, касающаяся преподавателей медицинских вузов: они стареют, а молодые не приходят, так как зарплата у педагогов в университете ниже, чем у врачей в первичном звене здравоохранения. Как их удержать, чем привлечь?- У нас такой проблемы нет. Во-первых, для удержания и привлечения есть прямая мотивация — финансовая. Последние пять лет в вузе идет планомерный рост зарплат: суммарно с 2019 года зарплаты выросли почти на 50%.Во-вторых, на мой взгляд, врачевание и преподавание нельзя разделять. У нас преподаватели занимаются наукой, внедряют инновации и параллельно ведут лечебный процесс. В университете тысячекоечные клиники и более 70 кафедр. Врач может одновременно работать в поликлинике и быть ассистентом на кафедре. А как преподавать, если ты не ведешь реальную медицинскую деятельность? Многим вещам можно научиться только у постели больного.В-третьих, преподавателю должно быть интересно работать в университете. У нас есть хорошая практика, когда кафедры вовлекаются в проекты по созданию конкретных продуктов. В итоге врач-разработчик видит результат своего труда и получает за это дополнительное финансирование.- Вы пять лет руководите вузом, которому уже больше ста лет. Даже сложно представить, как за целый век кардинально изменилась медицина. Что вас особенно впечатляет в этом смысле?- В медицине я бы выделил два принципиальных блока: традиции, и в этом контексте российская медицинская школа всегда была очень сильна и отличалась от западных, и технологии. Мощнейшая база, которую учителя и наставники нам передали, привела к прорывам, связанными с нейронаукой, ИТ-медициной, биотехнологиями.Если говорить конкретно про университет, то наш НИИ "БиоТех" сейчас производит более 200 наименований биоматериалов — материалов, которые биодеградируя, замещают собственные ткани пациента. Впечатляют клеточные технологии, таргетная терапия (как вид молекулярной медицины, таргетная терапия блокирует рост раковых клеток с помощью вмешательства в механизм действия конкретных молекул, необходимых для роста опухоли). Онкогематологические пациенты получают хорошую перспективу продления ремиссии и нормальное качество жизни.У нас большая линейка по биопринтингу: разработаны различные гидрогели, биоаналоги хрящевой ткани, костной ткани. Это значит, что уже совсем скоро можно будет производить пересадку ушной раковины, носовой перегородки, кожи.С помощью 3D-принтинга на базе университета печатают индивидуальные эндопротезы из титана. За полтора года было напечатано более 500 таких изделий под конкретных пациентов, в том числе для участников СВО. Буквально недавно по поручению министра здравоохранения мы разработали и произвели первый в стране раздвижной модульной эндопротез тазобедренного сустава.Раньше подобные протезы нам поставляли импортные компании, но из-за санкций поставки были прекращены. Такой протез обеспечивает управляемое телескопическое удлинение имплантата без повторных операций. Это особенно важно для детей, страдающих костной онкологией. Первый протез был установлен в Клиниках СамГМУ взрослому пациенту, а в этом году перед нами стоит задача произвести это изделие для ребенка.Нельзя не сказать про ИТ-медицину. В университете развивается предоперационное планирование, телемедицина, виртуальная реабилитация…- Что вы имеете в виду под "виртуальной реабилитацией"?- Пациент после инсульта с помощью технологий виртуальной реальности видит свой аватар, наблюдает за ним и вертикализируется. За счет воздействия на стопу все это синхронизируется. Процесс реабилитации ускоряется в полтора раза: если пациент лежал, он садится; если сидел, он встает, постепенно переходит к нормальной качественной жизни.- В контексте медицинского образования сейчас принято говорить о пациентоориентированности, поскольку сам пациент сильно изменился, врач теперь должен уметь не только лечить, но и убеждать, доказывать… Как это транслируется в образовательных программах?- Действительно, позиции очень изменились. Сейчас врач и пациент должны быть партнерами. Без согласия и принятия тактики лечения врач ничего не может сделать. Между тем, благодаря интернету у нас теперь каждый пациент — сам себе и врач, и главный врач, и заведующий отделением, и хирург, и вирусолог…Мы разработали интересный коммуникативный модуль виртуальной реальности, который позволяет обучать студентов поведению при возникновении внештатных и конфликтных ситуаций. Система следит за тем, как человек отвечает, как сглаживает конфликт. Потом система все это оценивает и дает некое резюме с конкретными рекомендациями по развитию коммуникативных навыков.- Среди медицинских вузов всегда была очень высокая конкуренция. Как вы с этим справляетесь?- Мы сфокусировались на новой модели медицинского технологического университета. То есть мы сами проводим научные исследования, разрабатываем технологию, делаем прототип, готовый продукт, сами его производим и выводим на рынок. Наши собственные клиники первыми внедряют ее в практику, а затем масштабируют. Речь идет о десятках таких продуктов, которые продаются не только в России, но и в 15 странах мира.Университет вошел в программу "Приоритет-2030", причем два года подряд занимает первое место по стране в треке "Территориальное и отраслевое лидерство". Кроме того, СамГМУ вошел в проект "Передовые инженерные школы", где у нас 3 место среди всех российских университетов.Мы пересмотрели научную стратегию университета: если раньше в приоритете была фундаментальная наука, то сейчас — прикладные разработки. Наша гордость — внедрение полного цикла "от идеи до продукта". Центр серийного производства — это производственные площади в 7500 кв. м., на которых уже реализовано 220 технических проектов, включая выпуск первой российской системы хирургической навигации AUTOPLAN.