Анализируем детский рисунок семьи - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 17-июн-2024, 10:30

Анализируем детский рисунок семьи - « Как воспитывать ребенка»



Изучение рисунка семьи является одним из самых известных и глубоких методов диагностики семейных отношений. Выбор цвета, расположение фигур, сюжет — каждый штрих может иметь смысл. Конечно, точный анализ может выполнить только психолог, но основные моменты анализа рисунка семьи полезно знать родителям, чтобы своевременно обнаружить тревожные нотки.



Что нужно знать о тестировании рисунка. Рисуночный тест основан на восприятии ребенком собственной семьи. Одни и те же события и действия дети и взрослые оценивают неодинаково, поэтому результаты нередко удивляют.



Тест проводится с детьми старше 5 лет. Понадобится лист бумаги и цветные карандаши. Ребенка просят нарисовать свою семью.
На все уточняющие вопросы — кого рисовать, с кем, где, а можно ли — нужно отвечать односложно: «Рисуй свою семью». Ребенок сам должен определить составляющие своего рисунка. Если он отказывается от задания, то тестирование лучше перенести.



При проведении тестирования учитывайте следующие моменты:




  1. Состояние ребенка. Он должен быть спокоен, никаких позитивных или негативных моментов перед тестированием быть не должно, иначе рисунок будет иметь ситуативный характер, и не будет отражать объективную картину.


  2. Лучше, если тестирование проведёт кто-то из знакомых. Если же тест проводите вы, то не стойте над ребенком, не давайте советов, не задавайте вопросов. Работа должна быть полностью самостоятельная.


  3. Не обсуждайте рисунок при ребенке — эта информация только для вас, а не для него.


  4. Не используйте для анализа случайно найденный рисунок семьи, так как неизвестно, с какой установкой он выполнялся.


  5. Проследите, в какой последовательности нарисованы члены семьи: кого ребенок начал рисовать первым, как перескакивает рука на ту или иную фигуру.



Шестилетнего Ваню попросили нарисовать семью, но вместо этого он нарисовал черно-белого щенка. Тест не удался, и я спросила, почему именно щенок. Мальчик рассказал, что ночью, когда он спал, папа привез щенка хаски ему в подарок, а утром пришлось идти в детский сад. При слове «семья» мысли ребенка переключились на щенка. Эмоции дня взяли вверх.



Этот же мальчик принес из дома рисунок семьи, где на переднем плане была нарисована кровать с лежачим человеком, а много мелких людей нарисовано по бокам. На уточняющий вопрос последовал ответ, что этот рисунок семьи для больного дедушки в больницу. Мама сказала: «Нарисуй всех, чтобы дедушка понял, что мы волнуемся и любим его. Так сработала установка».



На примерах видно, что важно соблюдать организационные особенности рисуночного теста.



Анализируем процесс и расположение фигур. Как правило, первым ребенок нарисует самого значимого для себя члена семьи. Затем менее значимого и так далее. Ближе к себе он расположит людей, с которыми имеет налаженный контакт. Иногда члены семьи могут на рисунке отсутствовать, и ребенок всегда находит этому объяснение: «Забыл», «Он уехал», «Просто здесь его нет», «Он в доме» и другие. Это говорит о негативном отношении к родственнику, и ребенок пытается от этих чувств избавиться, например: «Я ненавижу младшего брата, лучше б его не было». Или у ребенка нет с этим человеком контакта — он не присутствует в его жизни.



Если чадо не нарисовал себя, то это очень тревожный знак. Либо в своей семье его не замечают, он одинок, либо семья тестируемому не интересна.



Вымышленные персонажи на рисунке семьи говорят о неудовлетворенности. Если такие фигуры найдутся, то нужно расспросить, кто они и почему здесь. Это поможет понять и удовлетворить потребности ребенка.



Размер изображенного персонажа говорит о месте этого человека в жизни ребенка. Именно поэтому изображения бывают непропорциональными: бабушка больше папы, а кошка больше брата.



Если родственники расположены не по линейке, а на разной высоте, значит, ребенок выстраивает свою иерархию власти. Независимо от размера изображения, главнее тот, кто нарисован выше всех, а в самом низу — член семьи с минимальной властью.



Результаты могут удивлять: выше всех — маленькая новорожденная сестра, значит, именно она по мнению ребенка управляет всеми домочадцами. Это место может занимать мама, папа, дедушка или телевизор, а иногда Иван Иванович — папин начальник, из-за которого отец всегда злится на всех.



Имеет значение и расстояние между фигурками. С теми, с кем у ребенка есть контакт, ребенок обычно держится за руки.



Если же ребенок рисует себя очень маленьким или «загоняет» в угол листа, то у него проблемы с самооценкой (очень низкая). Тоже можно сказать и об очень большом центральном изображении себя — здесь явный эгоцентризм и завышенная самооценка.



Смотрим на части тела. Если они на своих местах и гармоничных размеров, то особых проблем не выявляется, но если одна часть значительно больше других или отсутствует совсем, то стоит задуматься:




  • рот — символ общения; огромный прорисованный рот говорит о вербальной агрессии, а отсутствие рта – о безмолвности;


  • глаза – зеркало души; огромные расширенные глаза — символ тревожности, глаза-щелочки означают непонимание ребенком души другого;


  • нос — символ честности; отсутствие носа или огромный нос говорят о каком-то семейном секрете или нечестности;


  • уши — орган восприятия; персонажи без ушей никого не слышат, а с большими ушами вынуждены постоянно всех выслушивать.


  • шея ассоциируется с самоконтролем, именно поэтому дети часто рисуют шеи у взрослых и забывают рисовать у детей;


  • руки — это способность что-то делать и менять, гармоничные руки с пятью пальцами — благоприятный знак, а если руки маленькие и пальцы отсутствуют — это говорит о беспомощности. Очень большие непропорциональные руки с прорисованными пальцами отдельного члена семьи могут свидетельствовать о физической агрессии или, напротив, о постоянной работе руками («рукастый», «золотые руки»);


  • ноги – символ твердости и опоры. Если ноги висят в воздухе или слабые, тонкие или без обуви, то есть проблемы с ощущением опоры и прочности в жизни.



Как только ребенок закончит рисовать, предложите ему рассказать о том, что он нарисовал и почему именно так. Заберите этот рисунок.



Если малыш не устал, то попросите его нарисовать семью, о которой он мечтает, в которой хотел бы жить. Разницу заметите сами. Сделайте выводы.



Светлана Садовникова



Фото с сайта koroleva-marina.ru


Изучение рисунка семьи является одним из самых известных и глубоких методов диагностики семейных отношений. Выбор цвета, расположение фигур, сюжет — каждый штрих может иметь смысл. Конечно, точный анализ может выполнить только психолог, но основные моменты анализа рисунка семьи полезно знать родителям, чтобы своевременно обнаружить тревожные нотки. Что нужно знать о тестировании рисунка. Рисуночный тест основан на восприятии ребенком собственной семьи. Одни и те же события и действия дети и взрослые оценивают неодинаково, поэтому результаты нередко удивляют. Тест проводится с детьми старше 5 лет. Понадобится лист бумаги и цветные карандаши. Ребенка просят нарисовать свою семью. На все уточняющие вопросы — кого рисовать, с кем, где, а можно ли — нужно отвечать односложно: «Рисуй свою семью». Ребенок сам должен определить составляющие своего рисунка. Если он отказывается от задания, то тестирование лучше перенести. При проведении тестирования учитывайте следующие моменты: Состояние ребенка. Он должен быть спокоен, никаких позитивных или негативных моментов перед тестированием быть не должно, иначе рисунок будет иметь ситуативный характер, и не будет отражать объективную картину. Лучше, если тестирование проведёт кто-то из знакомых. Если же тест проводите вы, то не стойте над ребенком, не давайте советов, не задавайте вопросов. Работа должна быть полностью самостоятельная. Не обсуждайте рисунок при ребенке — эта информация только для вас, а не для него. Не используйте для анализа случайно найденный рисунок семьи, так как неизвестно, с какой установкой он выполнялся. Проследите, в какой последовательности нарисованы члены семьи: кого ребенок начал рисовать первым, как перескакивает рука на ту или иную фигуру. Шестилетнего Ваню попросили нарисовать семью, но вместо этого он нарисовал черно-белого щенка. Тест не удался, и я спросила, почему именно щенок. Мальчик рассказал, что ночью, когда он спал, папа привез щенка хаски ему в подарок, а утром пришлось идти в детский сад. При слове «семья» мысли ребенка переключились на щенка. Эмоции дня взяли вверх. Этот же мальчик принес из дома рисунок семьи, где на переднем плане была нарисована кровать с лежачим человеком, а много мелких людей нарисовано по бокам. На уточняющий вопрос последовал ответ, что этот рисунок семьи для больного дедушки в больницу. Мама сказала: «Нарисуй всех, чтобы дедушка понял, что мы волнуемся и любим его. Так сработала установка». На примерах видно, что важно соблюдать организационные особенности рисуночного теста. Анализируем процесс и расположение фигур. Как правило, первым ребенок нарисует самого значимого для себя члена семьи. Затем менее значимого и так далее. Ближе к себе он расположит людей, с которыми имеет налаженный контакт. Иногда члены семьи могут на рисунке отсутствовать, и ребенок всегда находит этому объяснение: «Забыл», «Он уехал», «Просто здесь его нет», «Он в доме» и другие. Это говорит о негативном отношении к родственнику, и ребенок пытается от этих чувств избавиться, например: «Я ненавижу младшего брата, лучше б его не было». Или у ребенка нет с этим человеком контакта — он не присутствует в его жизни. Если чадо не нарисовал себя, то это очень тревожный знак. Либо в своей семье его не замечают, он одинок, либо семья тестируемому не интересна. Вымышленные персонажи на рисунке семьи говорят о неудовлетворенности. Если такие фигуры найдутся, то нужно расспросить, кто они и почему здесь. Это поможет понять и удовлетворить потребности ребенка. Размер изображенного персонажа говорит о месте этого человека в жизни ребенка. Именно поэтому изображения бывают непропорциональными: бабушка больше папы, а кошка больше брата. Если родственники расположены не по линейке, а на разной высоте, значит, ребенок выстраивает свою иерархию власти. Независимо от размера изображения, главнее тот, кто нарисован выше всех, а в самом низу — член семьи с минимальной властью. Результаты могут удивлять: выше всех — маленькая новорожденная сестра, значит, именно она по мнению ребенка управляет всеми домочадцами. Это место может занимать мама, папа, дедушка или телевизор, а иногда Иван Иванович — папин начальник, из-за которого отец всегда злится на всех. Имеет значение и расстояние между фигурками. С теми, с кем у ребенка есть контакт, ребенок обычно держится за руки. Если же ребенок рисует себя очень маленьким или «загоняет» в угол листа, то у него проблемы с самооценкой (очень низкая). Тоже можно сказать и об очень большом центральном изображении себя — здесь явный эгоцентризм и завышенная самооценка. Смотрим на части тела. Если они на своих местах и гармоничных размеров, то особых проблем не выявляется, но если одна часть значительно больше других или отсутствует совсем, то стоит задуматься: рот — символ общения; огромный прорисованный рот говорит о вербальной агрессии, а отсутствие рта – о безмолвности; глаза – зеркало души; огромные расширенные глаза — символ тревожности, глаза-щелочки означают непонимание ребенком души другого; нос — символ честности; отсутствие носа или огромный нос говорят о каком-то семейном секрете или нечестности; уши — орган восприятия; персонажи без ушей никого не слышат, а с большими ушами вынуждены постоянно всех выслушивать. шея ассоциируется с самоконтролем, именно поэтому дети часто рисуют шеи у взрослых и забывают рисовать у детей; руки — это способность что-то делать и менять, гармоничные руки с пятью пальцами — благоприятный знак, а если руки маленькие и пальцы отсутствуют — это говорит о беспомощности. Очень большие непропорциональные руки с прорисованными пальцами отдельного члена семьи могут свидетельствовать о физической агрессии или, напротив, о постоянной работе руками («рукастый», «золотые руки»); ноги – символ твердости и опоры. Если ноги висят в воздухе или слабые, тонкие или без обуви, то есть проблемы с ощущением опоры и прочности в жизни. Как только ребенок закончит рисовать, предложите ему рассказать о том, что он нарисовал и почему именно так. Заберите этот рисунок. Если малыш не устал, то попросите его нарисовать семью, о которой он мечтает, в которой хотел бы жить. Разницу заметите сами. Сделайте выводы. Светлана Садовникова Фото с сайта koroleva-marina.ru


Похожие новости