Как воспитывать любовь к труду - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 02-окт-2024, 10:30

Как воспитывать любовь к труду - « Как воспитывать ребенка»



Любовь к труду – важное качество, которое точно поможет ребенку стать успешным и счастливым человеком. Именно под напором трудолюбия можно не только решить любые задачи в школе и дома, но и ощутить тот самый сладкий вкус победы, то чувство удовлетворения, которое позволяет не останавливаться на достигнутом.



Трудолюбие – черта не врожденная, ее можно и нужно воспитать! Уже к 2-3 годам малыши стремятся активно проявлять самостоятельность. Период, когда кроха начинает действовать по принципу «я сам», можно считать самым удачным стартом для воспитания трудолюбия. Все, что нужно родителям – это создать благодатную, безопасную почву для того, чтобы дети трудились.



Сын или дочь хотят помогать? Не вздумайте отказываться, отговаривать или переделывать за ребенком у него на глазах! Пусть старается!



Как воспитывать любовь к труду


Учить уважать чужой труд. Рассказывайте о своей работе, о том, чем занимаются другие люди и насколько важным является их труд. Никогда не преуменьшайте ценность профессии. Не стоит говорить ребенку, что «мести улицы могут только неудачники». Наоборот, скажите, что каждая бумажка, брошенная в урну, облегчает труд этого человека, улучшает экологию.


Практиковать совместную деятельность. Она способствует укреплению семейных связей, повышает самооценку и значимость ребенка. Не забудьте с гордостью рассказывать родным и друзьям, «что эти кексы вы пекли вместе с дочкой».



Собрались делать ремонт? Это – повод, чтобы собраться за семейным столом, обсудить план действий и определить задачи для каждого члена семьи. Подростку можно доверить клеить обои самостоятельно или под руководством взрослого. Младшему школьнику под силу, например, покрасить стену или помочь накрыть мебель, собрать в коробки вещи. Ну а малышу тоже надо придумать серьезное дело, например, размешивать клей.


Регулировать обязанности. Составьте список дел. В него включите поддержание порядка в вещах, в комнате (если она есть у ребенка) и другие домашние дела.



Учтите, что обязанности должны быть ребенку по силам – чтобы он точно мог с ними справиться.



Ставьте понятные задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Непонимание задачи часто вызывает в детях нежелание ее выполнять. Вместо обтекаемых, абстрактных фраз типа «сделай уборку в своей комнате», сформулируйте задачу конкретно. Например, «собери разбросанные вещи и разложи по своим местам» или «наведи порядок на рабочем столе».



Учитывайте риски! Например, при сервировке стола можно поручить маленькому ребенку разложить столовые приборы, салфетки, а вот расставлять бьющиеся фужеры и дорогие тарелки – не стоит. Во-первых, он может разбить их и пораниться. Во-вторых, разбитая посуда вызовет у вас негодование. У ребёнка не будет желания заниматься этим в следующий раз.



Необходимо заботиться о безопасности ребенка. Если не можете проследить за ним, сделайте так, чтобы он не поднимал тяжести, а опасные предметы были недоступными.



Хороший результат в любом деле, включая воспитание трудолюбия, достигается благодаря регулярности.



Чтобы ребенку постоянно не напоминать о его обязанностях, составьте чек-лист, красиво оформите его и повесьте на видное место. Для малышей можно использовать рисунки или подобрать подходящие картинки. По мере выполнения поручений ребенок может гордо ставить отметку «сделано». Чек-лист должен «расти» вместе с чадом.



Если ребенок не выполнил поручение, не спешите его ругать. Спокойно напомните об этом. Длинные «лекции» лишь демотивируют детей. Используйте наклейки – их можно оставлять в местах, где надо было что-то сделать, например, в шкафу с разбросанными вещами, на рабочем столе и т. д.  


Учитывать предпочтения. Нельзя всех детей «стричь под одну гребенку». Каждый из них – уникальный человек со своими особенностями, типом характера, темпераментом, поэтому при распределении обязанностей стоит учитывать предпочтения ребенка.  


Просить о помощи, а не ждать, когда «дойдёт». Обращаться с просьбой вместо приказа. Независимо от того, сколько человеку лет, будь то малыш, дошкольник, подросток или взрослый, ему гораздо приятнее слышать просьбу, а не приказ. Озвучивайте просьбы убедительно и спокойно.


Не наказывать трудом. Ребенок не должен воспринимать труд как наказание. Наоборот! Труд должен быть наградой. Например, вы можете сказать: «ты уже такой взрослый, ты такой стал ответственный. Теперь я могу доверить тебе утюг или другую технику».


Добавлять положительные эмоции. Формирование трудовых навыков должно быть привлекательным и интересным для ребенка. Малышей нужно вовлекать в игру, придумывать соревнования, например, кто скорее рассадит на диване мягкие игрушки или сложит в коробку машинки.



Предложите ребенку стать «спасателем» грязной посуды или суперменом, который с помощью пылесоса избавляет дом от пыли. Он должен почувствовать себя героем, который делает действительно важные дела.



Покажите пример трудолюбивого персонажа из мультфильма или книги, чтобы он захотел стать похожим на него.


Показывать пример. Важно показывать, что от труда действительно можно получать положительные эмоции, а не проклинать свою работу. Отмечайте свои победы и достижения, будьте довольны собой, и это непременно поможет вашим детям полюбить труд.


Не выполнять за детей их обязанности, даже если кажется, что ещё маленькие, или не хватает терпения/времени. Помогать ребенку можно, но только если он сам вас об этом попросил!


Радоваться успехам, даже маленьким. Каким бы ни был результат труда ребенка, откажитесь от жестких критических высказываний. Наоборот, старайтесь похвалить. А если что-то у него с первого раза не получилось, покажите, как нужно сделать. И обязательно хвалите за выполненное поручение! Можно поощрять подарками – лучше, если это будут нематериальные вещи: совместная велосипедная прогулка, поход в кино и др.


Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. Обязательно подчеркивайте важность труда ребёнка и относитесь к нему с уважением.



Поведение формируется из привычек, характер формируется из поведения, а судьбу формирует характер! Вы сможете сделать так, чтобы все звенья этой цепочки были прочными, а жизнь ребенка была счастливой и успешной!



Соня Шевченко



Фото с сайта ru.pinterest.com


Любовь к труду – важное качество, которое точно поможет ребенку стать успешным и счастливым человеком. Именно под напором трудолюбия можно не только решить любые задачи в школе и дома, но и ощутить тот самый сладкий вкус победы, то чувство удовлетворения, которое позволяет не останавливаться на достигнутом. Трудолюбие – черта не врожденная, ее можно и нужно воспитать! Уже к 2-3 годам малыши стремятся активно проявлять самостоятельность. Период, когда кроха начинает действовать по принципу «я сам», можно считать самым удачным стартом для воспитания трудолюбия. Все, что нужно родителям – это создать благодатную, безопасную почву для того, чтобы дети трудились. Сын или дочь хотят помогать? Не вздумайте отказываться, отговаривать или переделывать за ребенком у него на глазах! Пусть старается! Как воспитывать любовь к труду Учить уважать чужой труд. Рассказывайте о своей работе, о том, чем занимаются другие люди и насколько важным является их труд. Никогда не преуменьшайте ценность профессии. Не стоит говорить ребенку, что «мести улицы могут только неудачники». Наоборот, скажите, что каждая бумажка, брошенная в урну, облегчает труд этого человека, улучшает экологию. Практиковать совместную деятельность. Она способствует укреплению семейных связей, повышает самооценку и значимость ребенка. Не забудьте с гордостью рассказывать родным и друзьям, «что эти кексы вы пекли вместе с дочкой». Собрались делать ремонт? Это – повод, чтобы собраться за семейным столом, обсудить план действий и определить задачи для каждого члена семьи. Подростку можно доверить клеить обои самостоятельно или под руководством взрослого. Младшему школьнику под силу, например, покрасить стену или помочь накрыть мебель, собрать в коробки вещи. Ну а малышу тоже надо придумать серьезное дело, например, размешивать клей. Регулировать обязанности. Составьте список дел. В него включите поддержание порядка в вещах, в комнате (если она есть у ребенка) и другие домашние дела. Учтите, что обязанности должны быть ребенку по силам – чтобы он точно мог с ними справиться. Ставьте понятные задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Непонимание задачи часто вызывает в детях нежелание ее выполнять. Вместо обтекаемых, абстрактных фраз типа «сделай уборку в своей комнате», сформулируйте задачу конкретно. Например, «собери разбросанные вещи и разложи по своим местам» или «наведи порядок на рабочем столе». Учитывайте риски! Например, при сервировке стола можно поручить маленькому ребенку разложить столовые приборы, салфетки, а вот расставлять бьющиеся фужеры и дорогие тарелки – не стоит. Во-первых, он может разбить их и пораниться. Во-вторых, разбитая посуда вызовет у вас негодование. У ребёнка не будет желания заниматься этим в следующий раз. Необходимо заботиться о безопасности ребенка. Если не можете проследить за ним, сделайте так, чтобы он не поднимал тяжести, а опасные предметы были недоступными. Хороший результат в любом деле, включая воспитание трудолюбия, достигается благодаря регулярности. Чтобы ребенку постоянно не напоминать о его обязанностях, составьте чек-лист, красиво оформите его и повесьте на видное место. Для малышей можно использовать рисунки или подобрать подходящие картинки. По мере выполнения поручений ребенок может гордо ставить отметку «сделано». Чек-лист должен «расти» вместе с чадом. Если ребенок не выполнил поручение, не спешите его ругать. Спокойно напомните об этом. Длинные «лекции» лишь демотивируют детей. Используйте наклейки – их можно оставлять в местах, где надо было что-то сделать, например, в шкафу с разбросанными вещами, на рабочем столе и т. д. Учитывать предпочтения. Нельзя всех детей «стричь под одну гребенку». Каждый из них – уникальный человек со своими особенностями, типом характера, темпераментом, поэтому при распределении обязанностей стоит учитывать предпочтения ребенка. Просить о помощи, а не ждать, когда «дойдёт». Обращаться с просьбой вместо приказа. Независимо от того, сколько человеку лет, будь то малыш, дошкольник, подросток или взрослый, ему гораздо приятнее слышать просьбу, а не приказ. Озвучивайте просьбы убедительно и спокойно. Не наказывать трудом. Ребенок не должен воспринимать труд как наказание. Наоборот! Труд должен быть наградой. Например, вы можете сказать: «ты уже такой взрослый, ты такой стал ответственный. Теперь я могу доверить тебе утюг или другую технику». Добавлять положительные эмоции. Формирование трудовых навыков должно быть привлекательным и интересным для ребенка. Малышей нужно вовлекать в игру, придумывать соревнования, например, кто скорее рассадит на диване мягкие игрушки или сложит в коробку машинки. Предложите ребенку стать «спасателем» грязной посуды или суперменом, который с помощью пылесоса избавляет дом от пыли. Он должен почувствовать себя героем, который делает действительно важные дела. Покажите пример трудолюбивого персонажа из мультфильма или книги, чтобы он захотел стать похожим на него. Показывать пример. Важно показывать, что от труда действительно можно получать положительные эмоции, а не проклинать свою работу. Отмечайте свои победы и достижения, будьте довольны собой, и это непременно поможет вашим детям полюбить труд. Не выполнять за детей их обязанности, даже если кажется, что ещё маленькие, или не хватает терпения/времени. Помогать ребенку можно, но только если он сам вас об этом попросил! Радоваться успехам, даже маленьким. Каким бы ни был результат труда ребенка, откажитесь от жестких критических высказываний. Наоборот, старайтесь похвалить. А если что-то у него с первого раза не получилось, покажите, как нужно сделать. И обязательно хвалите за выполненное поручение! Можно поощрять подарками – лучше, если это будут нематериальные вещи: совместная велосипедная прогулка, поход в кино и др. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. Обязательно подчеркивайте важность труда ребёнка и относитесь к нему с уважением. Поведение формируется из привычек, характер формируется из поведения, а судьбу формирует характер! Вы сможете сделать так, чтобы все звенья этой цепочки были прочными, а жизнь ребенка была счастливой и успешной! Соня Шевченко Фото с сайта ru.pinterest.com


Похожие новости