- 23-май-2021, 10:30
Где включается функция самоконтроля у детей? - « Как воспитывать ребенка»
Самоконтроль — способность регулировать свое импульсивное поведение — не включается у ребенка нажатием кнопки — его уровень определяется врожденными генетическими характеристиками и психологическими навыками.
Импульсивность и эмоциональность
Многие дети от природы очень эмоциональны. Они плачут над книжкой или фильмом, бурно реагируют на замечания или визжат от восторга при виде котенка. Такие малыши, к сожалению, испытывают трудности в коллективе, особенно в школьном — в детском саду излишняя эмоциональность и импульсивные поступки еще простительны. И примерно до 3 лет дети не способны контролировать свое поведение — желания и эмоции берут верх над социальными установками в силу особенностей развития головного мозга.
Ограничения и дисциплина — путь к самоконтролю
В дошкольном возрасте детей можно научить условным навыкам путем бесконечных повторений о том, например, что громко кричать нельзя, выходить на дорогу нельзя, брать еду у незнакомцев тоже нельзя. Это не будет самоконтролем, которого мы хотим добиться, а только выполнением требований.
Поскольку родители уже не могут находиться рядом с ребенком каждую минуту, стоит установить правила и ограничения. Ребенку просто необходимо жить в некой системе гибких правил, чтобы научиться создавать подобные, руководить своей жизнью и уважать границы других людей. Важно понимать, что при отсутствии внешнего контроля внутренний контроль не сформируется. Самоконтроль напрямую связан с дисциплиной — без нее он невозможен.
Игровая деятельность
Дошкольники большую часть времени проводят в играх – настольных, подвижных, ролевых, где примеряют различные социальные роли — мамы/папы, продавца, полицейского или врача, следуя определенным правилам. Взрослые, присмотревшись, заметят, как дети 6 лет мастерски придумывают себе ограничения, и как они зорко следят за теми, кто их не выполняет. Правила могут носить любой характер: не выходить за начерченную мелом линию на асфальте, не произносить определенные слова, играть некую роль и так далее.
Настольные игры тоже способствуют формированию навыков самоконтроля: дети стараются следовать инструкции, а иногда и придумывают новые правила.
Родители могут помочь дошкольнику формировать навыки саморегуляции посредством совместных игр и определенных упражнений. Помните игру «черный-белый не бери, «да» и «нет» не говори»? Эта игра не только поможет занять ребенка, например, в очереди или в пробке, но и «прокачает» его навыки самоконтроля. Сюда же относятся подвижные игры, когда ведущий демонстрирует движения, которые повторять нельзя, и те, что повторять можно. Подобных игр много, они все достаточно веселые и интересные.
Самоконтроль школьника
Готовность ребенка к школе определяется вовсе не академическими знаниями в области арифметики и письма, а сформированной произвольностью — именно ее отмечают педагоги и психологи.
Произвольность – это умение подчинять свое поведение сознанию. В среднем произвольность формируется к 7 годам. Дети, у которых она сформирована, умеют ставить себе простые цели и достигать их, а также умеют выделять необходимый объект среди остальных – например, они могут слушать экскурсовода, а не отвлекаться на все подряд.
Младшие школьники могут высидеть 5 уроков, выполнить домашние задание, могут не кричать на уроках и не перебивать своих одноклассников. Они уже научились контролировать свое поведение. Расслабляться рано – саморегуляция 7-летнего ребенка вовсе не равна саморегуляции взрослого человека.
Самоконтроль в этом возрасте — это наблюдение за собой и умение адекватно оценивать происходящее. Ребенок опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление — нужно не просто запомнить алгоритм правильного поведения, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.
Самоконтроль подростков
Мозг подростков достаточно развит для того, чтобы контролировать свое поведение, тем не менее, под воздействием гормональных всплесков они часто совершают импульсивные поступки. Теоретически они способны сделать разумный выбор, но в реальности далеки от благоразумия. Задача родителей на этом этапе — учить подростка отделять эмоции от поведенческих реакций.
Четко формулируйте свои ожидания — объясняйте, что нужно сделать и с какой целью — так ребенку легче понять, как вести себя. Интересуйтесь мнением подростка, чтобы он знал, что оно для вас важно.
Будьте последовательны. Если на ровном месте появляются новые правила или определенное поведение требуется лишь время от времени, то у подростка сформируется безответственность.
Будьте справедливы. У подростков обостренное чувство справедливости, и надо считаться с этим.
Не наказывайте сурово. Ребенок не научится самоконтролю, если его унижать, обесценивать или чрезмерно раздражаться.