Учим детей заботиться о других - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 24-июл-2021, 10:30

Учим детей заботиться о других - « Как воспитывать ребенка»


Заботиться о других – очень важное умение, и мы, родители, искренне верим в то, что ребенок, повзрослев, будет принимать достаточно активное участие в нашей судьбе. Некоторые считают, что умение заботиться «придет само», что сейчас ребенок еще маленький, и заботиться о нем будем мы, а он пусть наслаждается беззаботным детством. Это мнение ошибочно. Навык заботы необходимо тренировать и нарабатывать с раннего детства, чтобы он стал автоматическим.


Как это — заботиться? Первый опыт


Обратите внимание на синонимы к слову «заботиться»: считаться, болеть, беспокоиться, беречь, принимать участие, ухаживать, опекать, присматривать, обхаживать, пригревать, окружать вниманием, принимать в расчет. Как видим, забота — это не только внимание, беспокойство и опека, но и искреннее участие в жизни тех, кто рядом.


Семья – это своеобразный фундамент в жизни ребенка, и в первую очередь он видит проявления заботы родителей по отношению к детям, друг к другу, к другим людям. И надо давать детям возможность заботиться о близких!



  • Не скрывайте плохое настроение, делитесь своей печалью с ребенком.

  • Вербализируйте заботу супруга/супруги о вас, например: «Сегодня мне очень грустно/больно, но мама/папа меня жалеет и заботится обо мне, и сразу становится лучше».

  • Проговаривайте вслух свои «заботливые» действия: «Надо позвонить бабушке — она ждет», «Давай купим папе эту рубашку — ему будет приятно».

  • Периодически говорите, что забота о близких доставляет вам удовольствие: ребенок должен знать, что она приятна не только для того, о ком заботятся, но и для того, кто эту заботу проявляет.

  • Если ребенок ударился, обязательно жалейте его, даже если вам кажется, что ушиб совсем незаметный. Это обязательно вернется к вам!


В возрасте полутора лет дети, которые окружены заботой и любовью, повторяя за родителями, начнут проявлять заботу о старших. К двум годам они уже умеют делиться, жалеть, гладить, обнимать, целовать. Здесь очень важно не упустить момент и развивать в ребенке это умение, поощряя его словесно и тактильно. Если ребенок вас обнял, обнимите его в ответ. Если пожалел, поблагодарите и скажите, как вам приятно ощущать его заботу.


Эмпатия


Научить состраданию, пожалуй, один из самых сложных моментов. Можно попробовать такой прием: когда ребенок испытывает радость, злость, грусть, удивление, боль, сталкивается с разочарованием, предательством, несправедливостью, чуть погодя расскажите ему, что такие же чувства переживали и переживают и другие люди. Пусть это будут близкие — им легче сопереживать, чем абстрактным людям. Главное, чтобы эти истории вызывали эмоциональный отклик — тогда ребенок научится сочувствовать.


Обсуждайте действия героев фильмов и книг, интересуйтесь у ребенка, как он воспринял тот или иной поступок героя, как он думает, какие чувства кто и когда испытывал. Делайте акцент на проявлении героями заботы, обсуждайте, почему в данный момент этот человек стал заботиться о другом. Или, наоборот, не стал – и к чему это привело. Хоть малыши и плохо улавливают причинно-следственные связи, нужно все равно проговаривать их.


Уход за домашним питомцем – тоже отличный вариант научить ребенка заботиться об окружающих. Вряд ли малыш сможет целиком осуществлять весь цикл ухода за животным, но помыть миску или насыпать еду он точно может. В возрасте 1-3 лет дети с огромным удовольствием осуществляют любые действия «как взрослые». Позволяйте им делать то, что не несет опасности, и пусть потом вам придется что-то переделать, главное – ребенок ляжет спать с мыслью, что он огромный молодец и замечательно заботится о домашнем питомце.


Забота — не обязанность


Некоторые родители перегибают палку в попытках приучить чадо заботиться о близких, нагружая его многочисленными обязанностями. Ребенок, к примеру, не обязан осуществлять заботу о младших братьях и сестрах, он продолжает оставаться ребенком, как и новые члены семьи. Если на старшего не будет давления, то он увидит, как это здорово – заботиться о малыше, и спустя какое-то время начнет подражать в этом родителям. Если же в семье прессинг и жесткие обязательства, то вы рискуете вырастить человека, у которого закрепится мысль, что забота = мучения.


Такая же история часто возникает с домашними питомцами. Родители сдаются под бесконечными «купите мне животное» и договариваются с ребенком, что он сам будет ухаживать за ним. Идея замечательная, соглашусь, но она не работает. Ребенок в силу отсутствия опыта не в силах понять, на что он согласился – он просто очень хотел хомячка/собаку/рыбок. И он совершенно точно будет заботиться о своем животном, но его представления о заботе не совпадают с родительскими. Пусть ребенок учится получать удовольствие от заботы, а задача родителей — подсказывать и контролировать!


Заботиться о других – очень важное умение, и мы, родители, искренне верим в то, что ребенок, повзрослев, будет принимать достаточно активное участие в нашей судьбе. Некоторые считают, что умение заботиться «придет само», что сейчас ребенок еще маленький, и заботиться о нем будем мы, а он пусть наслаждается беззаботным детством. Это мнение ошибочно. Навык заботы необходимо тренировать и нарабатывать с раннего детства, чтобы он стал автоматическим. Как это — заботиться? Первый опыт Обратите внимание на синонимы к слову «заботиться»: считаться, болеть, беспокоиться, беречь, принимать участие, ухаживать, опекать, присматривать, обхаживать, пригревать, окружать вниманием, принимать в расчет. Как видим, забота — это не только внимание, беспокойство и опека, но и искреннее участие в жизни тех, кто рядом. Семья – это своеобразный фундамент в жизни ребенка, и в первую очередь он видит проявления заботы родителей по отношению к детям, друг к другу, к другим людям. И надо давать детям возможность заботиться о близких! Не скрывайте плохое настроение, делитесь своей печалью с ребенком. Вербализируйте заботу супруга/супруги о вас, например: «Сегодня мне очень грустно/больно, но мама/папа меня жалеет и заботится обо мне, и сразу становится лучше». Проговаривайте вслух свои «заботливые» действия: «Надо позвонить бабушке — она ждет», «Давай купим папе эту рубашку — ему будет приятно». Периодически говорите, что забота о близких доставляет вам удовольствие: ребенок должен знать, что она приятна не только для того, о ком заботятся, но и для того, кто эту заботу проявляет. Если ребенок ударился, обязательно жалейте его, даже если вам кажется, что ушиб совсем незаметный. Это обязательно вернется к вам! В возрасте полутора лет дети, которые окружены заботой и любовью, повторяя за родителями, начнут проявлять заботу о старших. К двум годам они уже умеют делиться, жалеть, гладить, обнимать, целовать. Здесь очень важно не упустить момент и развивать в ребенке это умение, поощряя его словесно и тактильно. Если ребенок вас обнял, обнимите его в ответ. Если пожалел, поблагодарите и скажите, как вам приятно ощущать его заботу. Эмпатия Научить состраданию, пожалуй, один из самых сложных моментов. Можно попробовать такой прием: когда ребенок испытывает радость, злость, грусть, удивление, боль, сталкивается с разочарованием, предательством, несправедливостью, чуть погодя расскажите ему, что такие же чувства переживали и переживают и другие люди. Пусть это будут близкие — им легче сопереживать, чем абстрактным людям. Главное, чтобы эти истории вызывали эмоциональный отклик — тогда ребенок научится сочувствовать. Обсуждайте действия героев фильмов и книг, интересуйтесь у ребенка, как он воспринял тот или иной поступок героя, как он думает, какие чувства кто и когда испытывал. Делайте акцент на проявлении героями заботы, обсуждайте, почему в данный момент этот человек стал заботиться о другом. Или, наоборот, не стал – и к чему это привело. Хоть малыши и плохо улавливают причинно-следственные связи, нужно все равно проговаривать их. Уход за домашним питомцем – тоже отличный вариант научить ребенка заботиться об окружающих. Вряд ли малыш сможет целиком осуществлять весь цикл ухода за животным, но помыть миску или насыпать еду он точно может. В возрасте 1-3 лет дети с огромным удовольствием осуществляют любые действия «как взрослые». Позволяйте им делать то, что не несет опасности, и пусть потом вам придется что-то переделать, главное – ребенок ляжет спать с мыслью, что он огромный молодец и замечательно заботится о домашнем питомце. Забота — не обязанность Некоторые родители перегибают палку в попытках приучить чадо заботиться о близких, нагружая его многочисленными обязанностями. Ребенок, к примеру, не обязан осуществлять заботу о младших братьях и сестрах, он продолжает оставаться ребенком, как и новые члены семьи. Если на старшего не будет давления, то он увидит, как это здорово – заботиться о малыше, и спустя какое-то время начнет подражать в этом родителям. Если же в семье прессинг и жесткие обязательства, то вы рискуете вырастить человека, у которого закрепится мысль, что забота = мучения. Такая же история часто возникает с домашними питомцами. Родители сдаются под бесконечными «купите мне животное» и договариваются с ребенком, что он сам будет ухаживать за ним. Идея замечательная, соглашусь, но она не работает. Ребенок в силу отсутствия опыта не в силах понять, на что он согласился – он просто очень хотел хомячка/собаку/рыбок. И он совершенно точно будет заботиться о своем животном, но его представления о заботе не совпадают с родительскими. Пусть ребенок учится получать удовольствие от заботы, а задача родителей — подсказывать и контролировать!


Похожие новости