Замечания и просьбы: как говорить, чтобы ребенок услышал? - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 21-авг-2021, 10:30

Замечания и просьбы: как говорить, чтобы ребенок услышал? - « Как воспитывать ребенка»


В среднем ребенок слышит 430 замечаний в течение дня, положительных из них всего 30. Понаблюдайте за собой: что вы обычно говорите, когда обращаетесь к ребенку с той или иной просьбой? Как часто вы благодарите его за то, что он делает? Сколько раз в день хвалите? А ведь это тоже замечания, только со знаком плюс, и на них, как правило, дети реагируют.


А вот негативные пропускают мимо ушей. Если ребенок по 10 раз в день слышит «Отстань!», «Прекрати!», «Опять за свое», «Хоть бы минут посидел спокойно», то со временем такие замечания становятся фоновыми, и он просто перестает обращать на них внимание.


То же самое с просьбами, которые мы высказываем приказным тоном и за выполнение которых критикуем. Зачем что-то делать, если старания все равно не оценят, а мнением не интересуются? А еще дети хорошо чувствуют фальшь, и, если давить на чувство вины или манипулировать, они с меньшей охотой откликаются на просьбы или отреагирует на замечания.


Если мы в чем-то обвиняем ребенка или угрожаем ему («Быстро садись за уроки, а то папа придет и накажет тебя!»), он становится в оборонительную позицию и не слышит даже самых разумных доводов. Ему кажется, что он в опасности, поэтому сначала нужно защитить себя, а потом разбираться с тем, о чем просят.


Малышам в силу особенностей психики сложно воспринимать запросы с частицами «не». Когда мы просим их не бегать, не разбрасывать вещи или не кричать, им требуется время, чтобы перевести с языка взрослого на свой собственный и понять, что именно от них хотят.


Кроме того, против детей играет и их рассеянность. Они не против выполнить просьбу, но отвлеклись на интересную игру, новый рассказ Драгунского или прогулку с друзьями, и просто забыли о том, что обещали сделать.


Как говорить, чтобы ребенок слышал?


Не надо сражаться с детьми и постоянно выяснять, кто в семье главный. Намного проще (и спокойнее для всех!) научиться взаимодействовать друг с другом. Для этого понадобится время, терпение и несколько несложных шагов.



  1. Хвалите ребенка. Заметьте, мы чаще говорим детям о том, что у них не получилось, что они сделали неправильно или как им не нужно себя вести. Но очень редко хвалим и отмечаем их достижения, почему-то считая это чем-то само собой разумеющимся. Измените ситуацию — хвалите ребенка хотя бы пять раз в день. Поводом может быть что угодно: убранные игрушки, красивый рисунок, прочитанная глава, помощь по дому, быстрое решение задачи по математике, помощь в приготовлении ужина и т. д. Возможно, хвалить ребенка «просто так» сначала будет сложно и непривычно, но со временем втянетесь.
    Если не получается отмечать достижения в течение дня, можно подводить их итоги и, например, за ужином или перед сном обсуждать, что сделано. И не бойтесь перехвалить — именно положительное подкрепление мотивирует ребенка помогать и делать все правильно.

  2. Критикуешь — предлагай. Как часто мы предлагаем детям альтернативные варианты? К примеру, вы говорите сыну, что у него не получился пирог, и обвиняете в том, что он переводит продукты, не пытаясь разобраться в причинах. В следующий раз он не будет пробовать новые рецепты и решит, что кухня — не его конек. Лучше обсудить, почему не вышло и что можно сделать, чтобы следующая попытка была удачной. Аналогичным образом стоит разбирать и любые другие ситуации, например, почему ребенок не выполнил просьбу и что он может сделать, чтобы в следующий раз не забыть о ней.

  3. Составляйте план. Если ребенок забывает о просьбах или игнорирует их, предложите ему составить распорядок дня. Используйте бумажный планер, в котором пропишите все, что необходимо сделать за день. Пусть он сам решает, когда будет делать уроки, а когда мыть посуду, но в плане должны быть учтены все дела. За выполнение — небольшое поощрение и похвала. За невыполнение — определенные последствия. Например, если ребенок играл в телефон вместо уборки, он лишается телефона. А вот с малышами надо планировать и отмечать сделанное вместе — в силу особенностей психики они легко отвлекаются и забывают, о чем их просят. Если нужно, чтобы ребенок убрал игрушки, напоминайте. И не забудьте похвалить сына или дочь.

  4. Будьте конкретными. Очень часто в одно замечание мы вкладываем целый ворох претензий. Например, говорим, что ребенок грязнуля, потому что не убирает у себя в комнате, вспоминаем, что он оставляет посуду на столе и неаккуратно относится к подаренным ему вещам. Иногда мы высказываемся пассивно-агрессивно: мол, мама весь день трудится как пчелка, а потом еще приходится за всеми убирать. А ребенок просто не понимает, что он именно сейчас сделал не так, и как это можно исправить, поэтому пропускает замечание мимо ушей и ничего не делает. Правильным будет сказать: «Знаешь, я так устала на работе, а ты бы мне очень помог, если бы убрался в своей комнате». Прямая просьба всегда работает лучше, чем иносказания и намеки.
    С маленькими детьми хорошо работают утвердительные и максимально конкретные фразы: вместо «Не кричи» – «Говори тише» или «В этом месте нужно говорить тихо», вместо «Не бегай» – «Давай пойдем помедленнее», вместо «Не бросайся песком» – «Давай поиграем в другую игру», вместо «Прекрати» – «Давай сделаем что-то другое».

  5. Говорите о своих чувствах. Когда мы ругаем ребенка или делаем ему замечания, то он понимает это буквально: он плохой и делает все неправильно. Чтобы сместить фокус, используйте «Я–сообщения»: говорите не про ребенка и его проступок, а про то, что вас расстроило или огорчило. Например, если малыш выбежал на дорогу, то вместо того, чтобы кричать на него, скажите: «Я очень испугалась за тебя. На дороге много машин, и вместо веселых прогулок можно попасть в больницу». Это сработает намного лучше, чем окрик: «Ты что, с ума сошел? Совсем не смотришь куда идешь?».

  6. Объясняйте и рассказывайте. Дети охотнее реагируют на те просьбы, смысл которых понимают. Если вы просите убрать игрушки или развесить вещи в шкафу, то объясните, почему это нужно сделать (на игрушки можно наступить, а аккуратно развешенные вещи не надо гладить, и вместо того, чтобы стоять у гладильной доски, вы сможете поиграть в настольную игру или почитать книгу). Объясните, что семья — единый организм, и если кто-то не выполняет свои обязанности, остальным приходится делать это вместо него. Любое замечание не будет выглядеть как пустая критика или придирка, если оно обосновано и понятно.


Если грамотно формулировать детям просьбы и делать замечания, ненужные конфликты исчезнут, и отношения станут теплее. 


В среднем ребенок слышит 430 замечаний в течение дня, положительных из них всего 30. Понаблюдайте за собой: что вы обычно говорите, когда обращаетесь к ребенку с той или иной просьбой? Как часто вы благодарите его за то, что он делает? Сколько раз в день хвалите? А ведь это тоже замечания, только со знаком плюс, и на них, как правило, дети реагируют. А вот негативные пропускают мимо ушей. Если ребенок по 10 раз в день слышит «Отстань!», «Прекрати!», «Опять за свое», «Хоть бы минут посидел спокойно», то со временем такие замечания становятся фоновыми, и он просто перестает обращать на них внимание. То же самое с просьбами, которые мы высказываем приказным тоном и за выполнение которых критикуем. Зачем что-то делать, если старания все равно не оценят, а мнением не интересуются? А еще дети хорошо чувствуют фальшь, и, если давить на чувство вины или манипулировать, они с меньшей охотой откликаются на просьбы или отреагирует на замечания. Если мы в чем-то обвиняем ребенка или угрожаем ему («Быстро садись за уроки, а то папа придет и накажет тебя!»), он становится в оборонительную позицию и не слышит даже самых разумных доводов. Ему кажется, что он в опасности, поэтому сначала нужно защитить себя, а потом разбираться с тем, о чем просят. Малышам в силу особенностей психики сложно воспринимать запросы с частицами «не». Когда мы просим их не бегать, не разбрасывать вещи или не кричать, им требуется время, чтобы перевести с языка взрослого на свой собственный и понять, что именно от них хотят. Кроме того, против детей играет и их рассеянность. Они не против выполнить просьбу, но отвлеклись на интересную игру, новый рассказ Драгунского или прогулку с друзьями, и просто забыли о том, что обещали сделать. Как говорить, чтобы ребенок слышал? Не надо сражаться с детьми и постоянно выяснять, кто в семье главный. Намного проще (и спокойнее для всех!) научиться взаимодействовать друг с другом. Для этого понадобится время, терпение и несколько несложных шагов. Хвалите ребенка. Заметьте, мы чаще говорим детям о том, что у них не получилось, что они сделали неправильно или как им не нужно себя вести. Но очень редко хвалим и отмечаем их достижения, почему-то считая это чем-то само собой разумеющимся. Измените ситуацию — хвалите ребенка хотя бы пять раз в день. Поводом может быть что угодно: убранные игрушки, красивый рисунок, прочитанная глава, помощь по дому, быстрое решение задачи по математике, помощь в приготовлении ужина и т. д. Возможно, хвалить ребенка «просто так» сначала будет сложно и непривычно, но со временем втянетесь. Если не получается отмечать достижения в течение дня, можно подводить их итоги и, например, за ужином или перед сном обсуждать, что сделано. И не бойтесь перехвалить — именно положительное подкрепление мотивирует ребенка помогать и делать все правильно. Критикуешь — предлагай. Как часто мы предлагаем детям альтернативные варианты? К примеру, вы говорите сыну, что у него не получился пирог, и обвиняете в том, что он переводит продукты, не пытаясь разобраться в причинах. В следующий раз он не будет пробовать новые рецепты и решит, что кухня — не его конек. Лучше обсудить, почему не вышло и что можно сделать, чтобы следующая попытка была удачной. Аналогичным образом стоит разбирать и любые другие ситуации, например, почему ребенок не выполнил просьбу и что он может сделать, чтобы в следующий раз не забыть о ней. Составляйте план. Если ребенок забывает о просьбах или игнорирует их, предложите ему составить распорядок дня. Используйте бумажный планер, в котором пропишите все, что необходимо сделать за день. Пусть он сам решает, когда будет делать уроки, а когда мыть посуду, но в плане должны быть учтены все дела. За выполнение — небольшое поощрение и похвала. За невыполнение — определенные последствия. Например, если ребенок играл в телефон вместо уборки, он лишается телефона. А вот с малышами надо планировать и отмечать сделанное вместе — в силу особенностей психики они легко отвлекаются и забывают, о чем их просят. Если нужно, чтобы ребенок убрал игрушки, напоминайте. И не забудьте похвалить сына или дочь. Будьте конкретными. Очень часто в одно замечание мы вкладываем целый ворох претензий. Например, говорим, что ребенок грязнуля, потому что не убирает у себя в комнате, вспоминаем, что он оставляет посуду на столе и неаккуратно относится к подаренным ему вещам. Иногда мы высказываемся пассивно-агрессивно: мол, мама весь день трудится как пчелка, а потом еще приходится за всеми убирать. А ребенок просто не понимает, что он именно сейчас сделал не так, и как это можно исправить, поэтому пропускает замечание мимо ушей и ничего не делает. Правильным будет сказать: «Знаешь, я так устала на работе, а ты бы мне очень помог, если бы убрался в своей комнате». Прямая просьба всегда работает лучше, чем иносказания и намеки. С маленькими детьми хорошо работают утвердительные и максимально конкретные фразы: вместо «Не кричи» – «Говори тише» или «В этом месте нужно говорить тихо», вместо «Не бегай» – «Давай пойдем помедленнее», вместо «Не бросайся песком» – «Давай поиграем в другую игру», вместо «Прекрати» – «Давай сделаем что-то другое». Говорите о своих чувствах. Когда мы ругаем ребенка или делаем ему замечания, то он понимает это буквально: он плохой и делает все неправильно. Чтобы сместить фокус, используйте «Я–сообщения»: говорите не про ребенка и его проступок, а про то, что вас расстроило или огорчило. Например, если малыш выбежал на дорогу, то вместо того, чтобы кричать на него, скажите: «Я очень испугалась за тебя. На дороге много машин, и вместо веселых прогулок можно попасть в больницу». Это сработает намного лучше, чем окрик: «Ты что, с ума сошел? Совсем не смотришь куда идешь?». Объясняйте и рассказывайте. Дети охотнее реагируют на те просьбы, смысл которых понимают. Если вы просите убрать игрушки или развесить вещи в шкафу, то объясните, почему это нужно сделать (на игрушки можно наступить, а аккуратно развешенные вещи не надо гладить, и вместо того, чтобы стоять у гладильной доски, вы сможете поиграть в настольную игру или почитать книгу). Объясните, что семья — единый организм, и если кто-то не выполняет свои обязанности, остальным приходится делать это вместо него. Любое замечание не будет выглядеть как пустая критика или придирка, если оно обосновано и понятно. Если грамотно формулировать детям просьбы и делать замечания, ненужные конфликты исчезнут, и отношения станут теплее.


Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика