Развитие речи у дошкольников » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 04-май-2021, 06:47

Развитие речи у дошкольников


Речь является важной частью жизнедеятельности человека. Активно она развивается в возрасте от трех до шести лет. Именно в этот период взрослым следует уделить особое внимание развитию речи ребенка, ведь если пустить этот вопрос на самотек, то возможны в будущем у малыша появятся различные речевые проблемы.


Детская речь, развитием которой не занимались взрослые, как правило, к школьному возрасту отличается дефектами, бедностью словарного запаса, плохой дикцией. Такие ребята зачастую употребляют сленговые и нелитературные выражения, не умеют использовать интонацию, регулировать темп и громкость голоса. Их предложения простые. Дети с проблемами речи не могут делать умозаключения, находить синонимы и противоположности к предлагаемым словам.

Чтобы речь ребенка к семи годам была красочной, родители должны еще с рождения крохи постоянно общаться с ним. Большое значение в этом вопросе должно уделяться песням, колыбельным, прибауткам. Для старших деток подойдут прочтение и обсуждение сказок, рассказов, детских стихов. Взрослым важно не только говорить, но и приучать малыша отвечать на задаваемые вопросы. В этом может помочь упражнение, связанное с обсуждением сюжетной картинки. Например, после прочтения сказки, покажите ребенку картинки, нарисованные в книге и задайте ему как можно больше вопросов. Если малыш не справляется с таким заданием, то родители должны показать ему образец, то есть построить и проговорить предложение самому. Для деток с трехлетнего возраста подойдут вопросы, связанные с развитием абстрактного мышления. Они могут начинаться со слов: «А если бы…», «А ты как поступил бы…» и т. д.

Для обогащения словарного запаса подойдут игры и упражнения, в которых малыш должен назвать противоположности, синонимы или обобщенные слова. Мама или папа могут предложить ребенку назвать общим словом различные предметы, например, такие как: 1) тарелка, стакан, кастрюля; 2) брюки, майка, свитер и другие. Дошкольник справится с заданием, которое потребует определить какой предмет больше, какой меньше; выше – ниже; толстый – тонкий и т. д.

Чтобы ребенок научился анализу и обобщению, следует использовать различные загадки. Благодаря отгадыванию загадок, малыш учится находить характерные признаки предметов и делать соответствующие выводы. Благодаря разгадыванию загадок у ребенка развивается образное мышление.

В формировании правильной дикции помогут скороговорки. Они развивают координацию речевого аппарата. Для этой цели подойдут также упражнения, связанные с проговариванием слов со звуками «ш», «ж», «р». Чтобы ребенку было интересней, родители могут поиграть с ним, предложив пожужжать как жук, пошипеть как змея, порычать как тигренок или воспроизвести звуки трактора, паровоза, автомобиля.

Взрослые должны помнить, что только благодаря ежедневным подобным упражнениям и играм, речь ребенка к началу учебы в школе может стать красивой и богатой. Стоит при каждом удобном случае выполнять задания на развитие речевых навыков: на прогулке, после обеда, перед сном и после пробуждения. Однако не стоит забывать и об игровом моменте. Важно, чтобы у ребенка была заинтересованность в таких упражнениях.

Речь является важной частью жизнедеятельности человека. Активно она развивается в возрасте от трех до шести лет. Именно в этот период взрослым следует уделить особое внимание развитию речи ребенка, ведь если пустить этот вопрос на самотек, то возможны в будущем у малыша появятся различные речевые проблемы. Детская речь, развитием которой не занимались взрослые, как правило, к школьному возрасту отличается дефектами, бедностью словарного запаса, плохой дикцией. Такие ребята зачастую употребляют сленговые и нелитературные выражения, не умеют использовать интонацию, регулировать темп и громкость голоса. Их предложения простые. Дети с проблемами речи не могут делать умозаключения, находить синонимы и противоположности к предлагаемым словам. Чтобы речь ребенка к семи годам была красочной, родители должны еще с рождения крохи постоянно общаться с ним. Большое значение в этом вопросе должно уделяться песням, колыбельным, прибауткам. Для старших деток подойдут прочтение и обсуждение сказок, рассказов, детских стихов. Взрослым важно не только говорить, но и приучать малыша отвечать на задаваемые вопросы. В этом может помочь упражнение, связанное с обсуждением сюжетной картинки. Например, после прочтения сказки, покажите ребенку картинки, нарисованные в книге и задайте ему как можно больше вопросов. Если малыш не справляется с таким заданием, то родители должны показать ему образец, то есть построить и проговорить предложение самому. Для деток с трехлетнего возраста подойдут вопросы, связанные с развитием абстрактного мышления. Они могут начинаться со слов: «А если бы…», «А ты как поступил бы…» и т. д. Для обогащения словарного запаса подойдут игры и упражнения, в которых малыш должен назвать противоположности, синонимы или обобщенные слова. Мама или папа могут предложить ребенку назвать общим словом различные предметы, например, такие как: 1) тарелка, стакан, кастрюля; 2) брюки, майка, свитер и другие. Дошкольник справится с заданием, которое потребует определить какой предмет больше, какой меньше; выше – ниже; толстый – тонкий и т. д. Чтобы ребенок научился анализу и обобщению, следует использовать различные загадки. Благодаря отгадыванию загадок, малыш учится находить характерные признаки предметов и делать соответствующие выводы. Благодаря разгадыванию загадок у ребенка развивается образное мышление. В формировании правильной дикции помогут скороговорки. Они развивают координацию речевого аппарата. Для этой цели подойдут также упражнения, связанные с проговариванием слов со звуками «ш», «ж», «р». Чтобы ребенку было интересней, родители могут поиграть с ним, предложив пожужжать как жук, пошипеть как змея, порычать как тигренок или воспроизвести звуки трактора, паровоза, автомобиля. Взрослые должны помнить, что только благодаря ежедневным подобным упражнениям и играм, речь ребенка к началу учебы в школе может стать красивой и богатой. Стоит при каждом удобном случае выполнять задания на развитие речевых навыков: на прогулке, после обеда, перед сном и после пробуждения. Однако не стоит забывать и об игровом моменте. Важно, чтобы у ребенка была заинтересованность в таких упражнениях.


Похожие новости