- 11-янв-2022, 10:30
Чем опасно принуждение в воспитании - « Как воспитывать ребенка»
Согласно энциклопедическому толкованию, принуждение – это насилие над волей индивида путем применения санкций. Воспитывая ребенка, мы заменяем его инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными, то есть приемлемыми для общества — заставляем, принуждаем, наказываем, и в то же время объясняем, рассуждаем, поощряем. Принуждать — значит заставлять следовать своей воле. Удобно иметь послушного ребенка, который с полувзгляда выполняет указания. Но оправдано ли это?
Чем опасно принуждение
Принуждая ребенка к какому-либо действию, давя и запугивая, взрослые фактически лишают его воли поступить по-своему, и это сначала вызывает у ребенка яркую негативную реакцию, затем недовольство проявляется реже, и родители успокаиваются: «Понял наконец-то».
Если давить на ребенка и заставлять быть удобным, то он таким покорным для всех и вырастет, но вопрос: будет ли он удобным для самого себя? Конечно, нет. Ребенок, которого часто принуждают, с большой вероятностью будет инертным, подавленным и безразличным. Его родители будут бесконечно жаловаться на то, что ему ничего не интересно, но а как тут чем-либо интересоваться, если все равно заставят делать другое?
Отсутствие желаний – тоже одно из последствий принуждения. «Да мало ли чего ты хочешь, ешь давай!» — как часто родители произносят эту фразу, не осознавая, насколько негативные последствия она может нести для формирования личности ребенка. Здесь и обесценивание, и принуждение. Ребенок просто перестает желать что-либо, зная, что его желания не имеют никакого значения.
Принуждение формирует у ребенка психологию «винтика», лишая его индивидуальности: ребенок, не имея своей точки зрения, будет делать только то, что «велели» взрослые, а во взрослой жизни — начальник или муж/жена. Казалось бы, послушный, удобный, стабильный человек, что тут плохого? Плохо то, что человек не знает, что для него хорошо — не пробовал, не осмеливался. А если осмелится, то неизвестно куда эти неокрепшие желания его заведут.
Есть и другой вариант развития событий: ребенок может проецировать агрессию на окружающих, в частности, на более слабых – детей и животных.
Уступчивость и угодливость – тоже характерные черты детей, которые часто подвергаются принуждению. Они готовы всегда уступать, они заискивают перед взрослыми, ябедничают и любыми методами хотят угодить тем, кто чаще всего принуждает их.
Когда в очередной раз вы захотите принудить ребенка к чему-либо, остановитесь и подумайте, а почему вы хотите, чтобы он сделал это сейчас? Скорее всего, причина будет в вашем удобстве. Это вам удобно, чтобы ребенок быстро поел, быстро уснул, не вымазался в грязи и сделал домашнюю работу вовремя. Это удобно вам, но не ребенку. Поинтересуйтесь, что важного в его времяпрепровождении? Нам часто кажется, что деятельность ребенка не несет особого смысла – он просто так ковыряется в земле на прогулке, просто так тянет время и ест суп целый час, просто так не засыпает и требует еще одну сказку перед сном. А для ребенка все это – не просто так. У него есть объективные причины, по которым он так делает. И когда вы поймете эти причины, вам станет проще переключиться с принуждения на убеждение.
Как использовать принуждение в воспитании
Зная о том, что для младших школьников авторитет папы и мамы неоспорим, а покорность подростка непосредственно связана с личным отношением к родителям, принуждение надо варьировать в зависимости от возраста и ситуации. Следует подумать, чего можно достичь принуждением, а что требует более гибких воспитательных средств.
Принуждение может иметь форму приказа, распоряжения, иногда оно требует подкрепления наказанием, но родители всегда должны помнить о том, что чем больше требований предъявляется к детям, тем больше должно быть к ним уважения.
Временное принуждение применяют при возникновении определенных проблем, например, ребенок постоянно игнорирует домашние обязанности или недобросовестно готовит уроки. В этой ситуации необходимо применить принуждение как временную меру, но обязательно сочетая ее с объяснением, убеждением, требованиями, поощрением.
Будет полезным заставить ребенка развивать ярко выраженные способности, если он еще не понимает этого, но так, чтобы не вызвать у него негатива или даже отвращения к этому занятию. Нельзя заставлять ребенка делать то, к чему нет таланта, переоценивая его способности и возможности.
Категорическое принуждение уместно во всех случаях, когда есть опасность для жизни ребенка и нет времени на разъяснение и убеждение.
Вместо метода принуждения всегда старайтесь использовать метод убеждения – аргументируйте свои требования, идите на компромиссы, слушайте и слышьте своего ребенка, прислушивайтесь к его мнению, уважайте его желания и помогайте их реализовывать.