- 09-май-2021, 13:08
В Ивановской области начали бороться с травлей в школах - «Кузюшка»
| Ивановская область
Реализуется проект в социальной сети Instagram
Его инициировала детский омбудсмен Татьяна Океанская. «Ивановские новости» выяснили, как противостоять травли в школе и как ответственность за это полагается
Проект #ТравлиНет направлен на правовое просвещение жителей с целью профилактики буллинга в школе. Проект адресован специалистам, работающим с детьми, психологам, родителям, несовершеннолетним.
«Реализуется проект в социальной сети Instagram. В акаунте @net_travli размещается информация о том, что такое травля, ее признаках и причинах, методах профилактики, механизмы пресечения. Что делать, если началась травля и почему травлю нельзя путать с непопулярностью, агрессивным поведением конкретного ребенка, школьным конфликтом, а также много другой полезной информации», - отмечает Уполномоченный по правам ребенка в регионе Татьяна Океанская.
Каждый желающий может подписаться или просто ознакомиться с материалами, размещаемыми в аккаунте.
Тем временем, «Ивановские новости» спросили известного ивановского психолога Надежду Моторину, как травля в школе может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка.
- Ко мне обращаются семьи по вопросу школьной травли. Кого-то из ребят обзывали, оскорбляли, кому-то портили вещи. Это дети от 10 до 12 лет, у которых школьные годы не будут ассоциироваться с общением, дружбой и первой любовью.
Эти ребята будут вспоминать одноклассников с обидой, страхом, и недоумением. Важно понимать, что травля (буллинг, моббинг) – это не проблема конкретного ребенка, который стал жертвой детской агрессии. Травля – это проблема и беда всей группы детей. В частности учебного класса. И бороться с ней нужно сообща, всем вместе: учителям, детям и родителям.
Взрослые ошибочно полагают, что травля – это естественный процесс развития детского коллектива. Это заблуждение может привести к печальным последствиям. Когда происходит систематичное, планомерное, эмоциональное иили физическое давление группы (или агрессора при поддержке группы) на одного ребенка, это не урок жизни, не развитие группы детей, а насилие.
Поэтому, первое, что нужно сделать, это назвать вещи своими именами и дать однозначную оценку происходящему. Дети, должны понимать, что травля недопустима, а отговорки типа «он сам начал», «он какой-то не такой», «сам виноват», ни в коем случае не оправдывают отвратительных поступков.
Во-вторых, очень опасно перепутать травлю с другими проблемами в школьной среде.
Часто травлю путают с непопулярностью в классе. Ребенок может трудно устанавливать контакты со сверстниками, его не принимают в игру, у него не друзей, но его не оскорбляют, не обижают, не портят его вещи, не причиняют физическую боль. Это не травля. Это проблема непопулярного ребенка.
Конечно, ребенку грустно, обидно, одиноко. И с этой проблемой в классе можно и нужно бороться. Существуют различные приемы и методы создания ситуации успеха для таких ребят. Но эти методы не будут работать при травле.
Ребенок, который подвергается насилию, испытывает другой спектр чувств – ему страшно за свою жизнь. И методы повышения популярности (важных поручения, главная роль в спектакле, персональная выставка рисунков, беседы об увлечениях ребенка и т.п.) при травле могут спровоцировать новую вспышку агрессии.
Как правило, «любимчика» учителя, успешного в учебе, да еще и талантливого ребенка, травить становится еще заманчивее.
После того, как мы точно определили, что имеем дело именно с травлей, назвали ее, и дали однозначную оценку ситуации, необходимо приступить к работе со всей группой детей.
Каждый ребенок должен понимать, что при травле страдают все. Не только тот, кому не посчастливилось стать жертвой. Страдает агрессор, потому что получает негативный опыт совершения плохих поступков, страдают свидетели, которые оказываются в ситуации сложного выбора. С одной стороны они понимают, что это плохо, но с другой – боятся оказаться на месте жертвы.
Страдает учитель, который получает опыт бессилия и отчаяния, страдает вся школа. Дети должны принять авторитетное мнение взрослого (учителя, классного руководителя) и осознать персональную ответственность за происходящее. У детей необходимо формировать понятие, что выбор любого поступка ребенок делает сам.
Дети должны понимать последствия своего выбора. И только когда травля будет остановлена, можно уже подумать о работе по командообразованию и сплочению группы. Детям важно принадлежать группе, чувствовать себя причастным к групповым решениям, и чтобы дети не начали объединяться «против одного», необходимо уже с первого класса думать о коллективизме, общей позитивной цели и сплочении команды.
Источник: Ивановские новости