Как воспитывают и обучают детей в Финляндии - « Как воспитывать ребенка» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 01-июл-2021, 10:30

Как воспитывают и обучают детей в Финляндии - « Как воспитывать ребенка»


Благосостояние общества во многом зависит от уровня образованности. Мы регулярно видим Финляндию среди лидеров мировых рейтингов благополучных, безопасных и успешных стран. Возможно, она прочно обосновалась в топе именно благодаря системе образования, которая считается одной из лучших в мире.


Воспитание и обучение детей в этой стране сильно отличается от того, к чему привыкли мы. Давайте разберемся, как растут дети в Финляндии и, возможно, отметим для себя что-то полезное.


Семья


Финские граждане, как и большинство европейцев, вступают в брак не ранее 30 лет. Для этого недостаточно заявления — жениху и невесте нужно получить разрешение от Министерства.


Финские браки распадаются намного реже наших, поэтому чаще всего дети растут в полных семьях. Можно подумать, что так они четче усваивают гендерные роли — что должен делать муж, а что — жена. Но это не так. Финское общество стремится к гендерному равенству, и это проявляется в том, что обязанности в семьях не разделяются на «женские» и «мужские».


Например, если мать занимает более ответственную должность или зарабатывает больше отца, то отпуск по уходу за ребенком возьмет супруг. В Финляндии такие ситуации распространены и не вызывают осуждения окружающих.


Финны чтут семейные традиции. Семейные обеды раз в неделю – основная семейная традиция Финляндии.


Здесь популярна профессиональная преемственность — дети в Финляндии очень часто идут по стопам родителей.


Еще одно отличие заключается в том, что неуважительное обращение с ребенком там осуждается намного сильнее, чем у нас. Любой человек может сообщить контролирующим органам о подозрениях в жестокости, и с семьей будет проведена соответствующая работа — родители будут приглашены к психологу и получат помощь, если понадобится


Начальная школа


Задача финского учителя — научить школьников учиться, полюбить учебу, социализировать их. Он понимает, что в этот период важно не задавить в ребенке жажду знаний, а наоборот, подбодрить его «внутреннего исследователя».


Поэтому в начальной школе мало домашних заданий и много практических занятий для мелкой и крупной моторики. Урок длится 75 минут, в том числе для первоклашек.


Система оценки знаний


У вас мог возникнуть вопрос, как при таком режиме учителя оценивают успехи ребенка? Тут северная страна тоже разительно отличается от нашей: дети там не получают оценок до шестого класса.


Для контроля знаний преподаватели периодически проводят встречи с родителями, обсуждают прогресс учеников. Чем труднее ребенку учиться, тем чаще родственников приглашают на индивидуальные беседы. В среднем это происходит 2-3 раза в год.


Старшая школа


Достигнув подросткового возраста, школьники получают еще больше свободы и возможностей. Свободы, к которой они уже готовы, и возможностей, которыми они умеют правильно пользоваться.


Большой уклон в образовании по-прежнему делается на адаптацию к реальной жизни и социализацию. Проявляется это так:



  • Дети много работают в группах, занимаются коллективными проектами.

  • Среди обязательных дисциплин есть специальные социальные уроки. Дети учатся решать стандартные «взрослые проблемы» — составляют резюме, изучают налоги и сбалансированное питание, сортируют отходы.

  • В каждой школе работает бесплатный психолог. Он помогает родителям, которые столкнулись с трудностями, например, излишней активностью или наоборот замкнутостью сына или дочери.

  • Особое внимание уделяется профориентации. Школы нанимают учителей по профподготовке, а некоторые девятиклассники даже попадают на практику. «Финская система обучения»


Так называется книга Тимоти Уокера. Он изучил эту систему изнутри, воодушевился ею и решил поделиться с другими странами финским подходом, в котором выделил 5 основных принципов:

  1. Хорошее самочувствие. Передышки нужны всем. Учителям — чтобы проще находить общий язык с детьми, не выдыхаться, подбирать индивидуальный подход к обучающимся и оригинальный — к работе. Ученикам — чтобы лучше усваивать материал и справляться с тестами. Школы обязуют выводить детей на улицу на переменах, учителя избавлены от постоянных проверок и отчетов, а в учительских стоят удобные диваны и кофейный аппарат.

  2. Сопричастность. В Суоми она важна и для работы, и для учебы. Учителя делятся опытом с коллегами, уважают учеников, дети обращаются к наставнику на “ты” и по имени. Преподаватели делают с подопечными совместные проекты, например, блоги на ютубе. Так создаются доверительные отношения в коллективе.

  3. Независимость. Дети сами принимают много решений, им доверяют и позволяют обучаться тому, что интересно. В пределах разумного, конечно. Например, они все вместе обобщенно изучают то, чему мы на “трудах” учим девочек и мальчиков отдельно. В дальнейшем каждый ученик выбирает себе дело по душе и концентрируется именно на нем.

  4. Мастерство. Ученикам важно ощущение собственной компетентности. Задача преподавателя — дать им его. Это происходит через самостоятельную работу и умеренный контроль.

  5. Мировоззрение. Школа нацелена на то, чтобы дать своим обитателям ощущение радости, удовольствия от распространения и получения знаний.


Взрослые финны прекрасно социализированы, уважают друг друга, уверенны в себе, умеют радоваться мелочам и расставлять приоритеты. У них хорошо развиты soft skills (англ. «гибкие навыки»). Все это — результат грамотного и современного подхода к образованию и воспитанию.


Финское воспитание и образование отличаются от нашего, и здорово, когда у каждого общества находится собственное видение, основанное на традициях и актуальных тенденциях.


Благосостояние общества во многом зависит от уровня образованности. Мы регулярно видим Финляндию среди лидеров мировых рейтингов благополучных, безопасных и успешных стран. Возможно, она прочно обосновалась в топе именно благодаря системе образования, которая считается одной из лучших в мире. Воспитание и обучение детей в этой стране сильно отличается от того, к чему привыкли мы. Давайте разберемся, как растут дети в Финляндии и, возможно, отметим для себя что-то полезное. Семья Финские граждане, как и большинство европейцев, вступают в брак не ранее 30 лет. Для этого недостаточно заявления — жениху и невесте нужно получить разрешение от Министерства. Финские браки распадаются намного реже наших, поэтому чаще всего дети растут в полных семьях. Можно подумать, что так они четче усваивают гендерные роли — что должен делать муж, а что — жена. Но это не так. Финское общество стремится к гендерному равенству, и это проявляется в том, что обязанности в семьях не разделяются на «женские» и «мужские». Например, если мать занимает более ответственную должность или зарабатывает больше отца, то отпуск по уходу за ребенком возьмет супруг. В Финляндии такие ситуации распространены и не вызывают осуждения окружающих. Финны чтут семейные традиции. Семейные обеды раз в неделю – основная семейная традиция Финляндии. Здесь популярна профессиональная преемственность — дети в Финляндии очень часто идут по стопам родителей. Еще одно отличие заключается в том, что неуважительное обращение с ребенком там осуждается намного сильнее, чем у нас. Любой человек может сообщить контролирующим органам о подозрениях в жестокости, и с семьей будет проведена соответствующая работа — родители будут приглашены к психологу и получат помощь, если понадобится Начальная школа Задача финского учителя — научить школьников учиться, полюбить учебу, социализировать их. Он понимает, что в этот период важно не задавить в ребенке жажду знаний, а наоборот, подбодрить его «внутреннего исследователя». Поэтому в начальной школе мало домашних заданий и много практических занятий для мелкой и крупной моторики. Урок длится 75 минут, в том числе для первоклашек. Система оценки знаний У вас мог возникнуть вопрос, как при таком режиме учителя оценивают успехи ребенка? Тут северная страна тоже разительно отличается от нашей: дети там не получают оценок до шестого класса. Для контроля знаний преподаватели периодически проводят встречи с родителями, обсуждают прогресс учеников. Чем труднее ребенку учиться, тем чаще родственников приглашают на индивидуальные беседы. В среднем это происходит 2-3 раза в год. Старшая школа Достигнув подросткового возраста, школьники получают еще больше свободы и возможностей. Свободы, к которой они уже готовы, и возможностей, которыми они умеют правильно пользоваться. Большой уклон в образовании по-прежнему делается на адаптацию к реальной жизни и социализацию. Проявляется это так: Дети много работают в группах, занимаются коллективными проектами. Среди обязательных дисциплин есть специальные социальные уроки. Дети учатся решать стандартные «взрослые проблемы» — составляют резюме, изучают налоги и сбалансированное питание, сортируют отходы. В каждой школе работает бесплатный психолог. Он помогает родителям, которые столкнулись с трудностями, например, излишней активностью или наоборот замкнутостью сына или дочери. Особое внимание уделяется профориентации. Школы нанимают учителей по профподготовке, а некоторые девятиклассники даже попадают на практику. «Финская система обучения» Так называется книга Тимоти Уокера. Он изучил эту систему изнутри, воодушевился ею и решил поделиться с другими странами финским подходом, в котором выделил 5 основных принципов: Хорошее самочувствие. Передышки нужны всем. Учителям — чтобы проще находить общий язык с детьми, не выдыхаться, подбирать индивидуальный подход к обучающимся и оригинальный — к работе. Ученикам — чтобы лучше усваивать материал и справляться с тестами. Школы обязуют выводить детей на улицу на переменах, учителя избавлены от постоянных проверок и отчетов, а в учительских стоят удобные диваны и кофейный аппарат. Сопричастность. В Суоми она важна и для работы, и для учебы. Учителя делятся опытом с коллегами, уважают учеников, дети обращаются к наставнику на “ты” и по имени. Преподаватели делают с подопечными совместные проекты, например, блоги на ютубе. Так создаются доверительные отношения в коллективе. Независимость. Дети сами принимают много решений, им доверяют и позволяют обучаться тому, что интересно. В пределах разумного, конечно. Например, они все вместе обобщенно изучают то, чему мы на “трудах” учим девочек и мальчиков отдельно. В дальнейшем каждый ученик выбирает себе дело по душе и концентрируется именно на нем. Мастерство. Ученикам важно ощущение собственной компетентности. Задача преподавателя — дать им его. Это происходит через самостоятельную работу и умеренный контроль. Мировоззрение. Школа нацелена на то, чтобы дать своим обитателям ощущение радости, удовольствия от распространения и получения знаний. Взрослые финны прекрасно социализированы, уважают друг друга, уверенны в себе, умеют радоваться мелочам и расставлять приоритеты. У них хорошо развиты soft skills (англ. «гибкие навыки»). Все это — результат грамотного и современного подхода к образованию и воспитанию. Финское воспитание и образование отличаются от нашего, и здорово, когда у каждого общества находится собственное видение, основанное на традициях и актуальных тенденциях.


Похожие новости