Правила воспитания Марины Мелия - «Методики воспитания» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 17-янв-2024, 10:30

Правила воспитания Марины Мелия - «Методики воспитания»


17.01.2024 09:28







Марина Мелия — профессор психологии, автор бестселлеров о психологии успеха и ответственном родительстве, мама троих детей. Психолог с сорокалетним стажем считает, что универсальные правила воспитания есть! Это — границы, свобода, тепло.



1. Границы. Сегодня детей не принято ограничивать – ни в потреблении, ни в поведении. К тому же свобода возведена в своего рода культ, поэтому нам совсем не хочется выглядеть белыми воронами – скрягами, менторами, тиранами, зажимающими собственных детей.



Но такая вседозволенность, такое «безграничное» воспитание – по сути, воспитание безразличное. Прикрываясь рассуждениями о свободе, мы на самом деле просто самоустраняемся. Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, что можно, а чего нельзя, и понимать, как себя вести. Устанавливать границы непросто, ведь придется преодолевать недовольство и сопротивление ребенка, но абсолютно необходимо.



Дать представление о «естественных последствиях». Ребенок должен расплачиваться за свои действия и сам исправлять свои ошибки: насорил или разбросал вещи – убери, нахамил – извинись, истратил за неделю деньги, выданные на две, – сиди без денег. Если нарушение правил, границ не создает ребенку проблем, это значит, что для него их просто не существует, он будет нарушать их и дальше.



Детям не надо создавать искусственный рай и чрезмерно ограждать их от жизни. Только так они смогут повзрослеть и выработать социальный иммунитет. А нам, родителям, надо контролировать прежде всего себя: не бросаться словами, не оправдывать детей и не делать за них то, что они должны сделать сами.



Научить уважать границы других людей. Надо дать ему понять, что люди, которые его окружают дома и за его пределами, – это люди со своей жизнью, своими интересами, представлениями о мире. И не важно, чем они занимаются, знакомы они с ребенком или нет, – он должен соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться; не брать без спросу чужие вещи; не говорить грубых слов; благодарить за подарки. Вроде элементарно, но многие дети правилам вежливости не следуют, а их родители не обращают на это никакого внимания.



Здесь огромную роль играет поведение родителей, ведь дети всё замечают и берут с нас пример.



Обозначить границы в отношениях с близкими. С определенного возраста дети должны понимать, что нельзя распоряжаться временем мамы или папы по своему усмотрению. Надо объяснить ребенку, что нельзя грубить, повышать голос, влезать в разговоры старших, заглядывать в их сумки, входить без стука в спальню.



Важно держать определенную дистанцию, не допускать панибратства, которое часто переходит в хамство. Детям нужны родители, которые умеют отстаивать свои границы и не позволяют другим вторгаться на свою территорию – этот навык они тоже перенимают у нас. Мы имеем право в любой момент спросить с детей, потребовать, наказать. И это нормально – так проявляется адекватное позиционирование взрослого и ответственного человека по отношению к ребенку.



Учить отстаивать собственные границы



Ребенок должен понимать, что такое «прайвеси» – где начинается территория его личности, границы которой он будет оберегать. Надо учить его защищать свое «Я», отстаивать свои интересы.



Ограничивать и контролировать



Маленький ребенок не в состоянии сам себя ограничивать, ему хочется и того, и другого, и пятого, и десятого – у него пока нет чувства меры. Значит, регулировать потребности ребенка, устанавливать границы потребления, не потакая всем его прихотям, поначалу придется нам, родителям. Это касается не только вещей, но и информации, развлечений. Когда ребенок продолжает что-то у нас клянчить, мы говорим твердое «нет». Вот несколько волшебных фраз: «Я уже все тебе сказала», «Ты уже слышал ответ», «Я не стану это обсуждать», «Разговор на эту тему окончен». Ребенок будет больше нас уважать, когда поймет, что наше «нет» на самом деле означает «нет» и не зависит от нашего настроения или погоды за окном.



2. Свобода. В рамках всех ограничений должно быть много свободы. Это свободное пространство там, где живет ребенок, и еще важнее – наличие свободного времени.  Даже если ваше чадо сейчас прилежно посещает все занятия и учится с утра до вечера, никто не застрахован от бунта. Рано или поздно произойдет взрыв, которого можно избежать, правильно организовав день ребенка. Надо составить расписание так, чтобы оставалось время для свободной игры, размышлений и мечтаний (или просто ничегонеделания и скуки). Именно в эти часы развиваются черты лидера, креативность и любознательность.  Свободное время должно быть у ребенка в любом возрасте. Только тогда он может научиться самостоятельно придумывать себе занятия.
3. Тепло и любовь ребенок должен получать вне зависимости от успеваемости в школе, успехов на кружках и вообще от поведения. Для ребенка жизненно важно иметь ощущение и уверенность в том, что в семье лучше, чем где бы то ни было. Именно тогда при возникновении сложной ситуации дети обращаются к родителям в первую очередь. Чувства любви и значимости помогают избежать трагических историй.



Триединство правил. Самое важное, чтобы эти правила были триедины, потому что при отсутствии даже одного компонента, происходят перекосы в разные стороны. Свобода и любовь без границ могут привести к плачевным последствиям, также как и границы без тепла и свободы. Держа в голове эту троицу и применяя на практике, можно немного сгладить проявления скачков роста и нормативных кризисов развития! А главное, что соблюдение этих правил в долгосрочной перспективе помогут сохранить и приумножить любовь и уважение в детско-родительских отношениях.



Марина Мелия (из книги «Золотые правила Марины Мелия»)



Фото с сайта najti-po-photo.ru


17.01.2024 09:28 Марина Мелия — профессор психологии, автор бестселлеров о психологии успеха и ответственном родительстве, мама троих детей. Психолог с сорокалетним стажем считает, что универсальные правила воспитания есть! Это — границы, свобода, тепло. 1. Границы. Сегодня детей не принято ограничивать – ни в потреблении, ни в поведении. К тому же свобода возведена в своего рода культ, поэтому нам совсем не хочется выглядеть белыми воронами – скрягами, менторами, тиранами, зажимающими собственных детей. Но такая вседозволенность, такое «безграничное» воспитание – по сути, воспитание безразличное . Прикрываясь рассуждениями о свободе, мы на самом деле просто самоустраняемся . Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, что можно, а чего нельзя, и понимать, как себя вести. Устанавливать границы непросто, ведь придется преодолевать недовольство и сопротивление ребенка, но абсолютно необходимо. Дать представление о «естественных последствиях» . Ребенок должен расплачиваться за свои действия и сам исправлять свои ошибки: насорил или разбросал вещи – убери, нахамил – извинись, истратил за неделю деньги, выданные на две, – сиди без денег. Если нарушение правил, границ не создает ребенку проблем, это значит, что для него их просто не существует, он будет нарушать их и дальше . Детям не надо создавать искусственный рай и чрезмерно ограждать их от жизни. Только так они смогут повзрослеть и выработать социальный иммунитет. А нам, родителям, надо контролировать прежде всего себя: не бросаться словами, не оправдывать детей и не делать за них то, что они должны сделать сами. Научить уважать границы других людей . Надо дать ему понять, что люди, которые его окружают дома и за его пределами, – это люди со своей жизнью, своими интересами, представлениями о мире. И не важно, чем они занимаются, знакомы они с ребенком или нет, – он должен соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться; не брать без спросу чужие вещи; не говорить грубых слов; благодарить за подарки. Вроде элементарно, но многие дети правилам вежливости не следуют, а их родители не обращают на это никакого внимания. Здесь огромную роль играет поведение родителей, ведь дети всё замечают и берут с нас пример. Обозначить границы в отношениях с близкими . С определенного возраста дети должны понимать, что нельзя распоряжаться временем мамы или папы по своему усмотрению. Надо объяснить ребенку, что нельзя грубить, повышать голос, влезать в разговоры старших, заглядывать в их сумки, входить без стука в спальню. Важно держать определенную дистанцию, не допускать панибратства, которое часто переходит в хамство. Детям нужны родители, которые умеют отстаивать свои границы и не позволяют другим вторгаться на свою территорию – этот навык они тоже перенимают у нас. Мы имеем право в любой момент спросить с детей, потребовать, наказать. И это нормально – так проявляется адекватное позиционирование взрослого и ответственного человека по отношению к ребенку. Учить отстаивать собственные границы Ребенок должен понимать, что такое «прайвеси» – где начинается территория его личности, границы которой он будет оберегать. Надо учить его защищать свое «Я», отстаивать свои интересы. Ограничивать и контролировать Маленький ребенок не в состоянии сам себя ограничивать, ему хочется и того, и другого, и пятого, и десятого – у него пока нет чувства меры. Значит, регулировать потребности ребенка, устанавливать границы потребления, не потакая всем его прихотям, поначалу придется нам, родителям. Это касается не только вещей, но и информации, развлечений. Когда ребенок продолжает что-то у нас клянчить, мы говорим твердое «нет». Вот несколько волшебных фраз: «Я уже все тебе сказала», «Ты уже слышал ответ», «Я не стану это обсуждать», «Разговор на эту тему окончен». Ребенок будет больше нас уважать, когда поймет, что наше «нет» на самом деле означает «нет» и не зависит от нашего настроения или погоды за окном. 2. Свобода. В рамках всех ограничений должно быть много свободы. Это свободное пространство там, где живет ребенок, и еще важнее – наличие свободного времени. Даже если ваше чадо сейчас прилежно посещает все занятия и учится с утра до вечера, никто не застрахован от бунта. Рано или поздно произойдет взрыв, которого можно избежать, правильно организовав день ребенка. Надо составить расписание так, чтобы оставалось время для свободной игры, размышлений и мечтаний (или просто ничегонеделания и скуки). Именно в эти часы развиваются черты лидера, креативность и любознательность. Свободное время должно быть у ребенка в любом возрасте. Только тогда он может научиться самостоятельно придумывать себе занятия. 3. Тепло и любовь ребенок должен получать вне зависимости от успеваемости в школе, успехов на кружках и вообще от поведения. Для ребенка жизненно важно иметь ощущение и уверенность в том, что в семье лучше, чем где бы то ни было. Именно тогда при возникновении сложной ситуации дети обращаются к родителям в первую очередь. Чувства любви и значимости помогают избежать трагических историй. Триединство правил. Самое важное, чтобы эти правила были триедины, потому что при отсутствии даже одного компонента, происходят перекосы в разные стороны. Свобода и любовь без границ могут привести к плачевным последствиям, также как и границы без тепла и свободы. Держа в голове эту троицу и применяя на практике, можно немного сгладить проявления скачков роста и нормативных кризисов развития! А главное, что соблюдение этих правил в долгосрочной перспективе помогут сохранить и приумножить любовь и уважение в детско-родительских отношениях. Марина Мелия (из книги «Золотые правила Марины Мелия») Фото с сайта najti-po-photo.ru


Похожие новости