Принципы воспитания Антона Семёновича Макаренко - «Методики воспитания» » Клуб пап и мам «Кузюшка»
  • 06-апр-2024, 10:30

Принципы воспитания Антона Семёновича Макаренко - «Методики воспитания»


03.04.2024 14:02







Советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко признан одним из четырех учителей, определивших образ педагогического мышления в XX веке по версии ЮНЕСКО (вместе с ними статус получили Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори).



С 17 лет Макаренко работал с детьми, причем большую часть жизни с самыми сложными. Ему поручили создать «колонию для дефективных», куда свозили бродяг и малолетних преступников. Потом он организовал трудовые коммуны, которые не только справлялись с задачей приюта для детей, но и перевоспитывали трудных подростков. Одним из способов перевоспитания в таких местах было привлечение к коллективному труду.


«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» — эту фразу часто повторял талантливый педагог и писатель. Опытом он делился и с коллегами, и родителями, и с читателями. Его главные книги по воспитанию — «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».



Антон Макаренко подробно объяснял, как нужно растить ребенка и формировать его личность. Вот несколько его правил.


1. Ребенок должен трудиться. «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему», говорил Макаренко. «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого».



В его коммуне воспитанники — помимо уроков — каждый день по 4 часа работали на заводе, потом делали генеральную уборку всего здания. И успевали заниматься спортом, посещать кружки и проводить собрания коллектива.


«Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы».


2. Воспитывать нужно через коллектив. «Иначе как ребенок научится жить в социуме?» — спрашивал Макаренко. В коллективе обязательно должны быть командный дух, общие цель, обязанности, дисциплина. По такому принципу были организованы школа, класс, отряд, действовали пионерская и комсомольская организации. В коллективе использовался метод самоуправления, и каждый ребенок получал опыт руководства и учился брать ответственность на себя.


Семья — это тоже коллектив. Педагог симпатизировал многодетным семьям, и видел проблему в «системе единственного ребенка, наилучшей среды для развития эгоизма».


3. Родители — пример во всем. «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение», — часто повторял Антон Макаренко. Родителям нетрудно заставить ребенка подчиняться своей воле, труднее заслужить уважение.


«В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение».


«Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».


4. Школа должна воспитывать. Макаренко считал, что учитель должен уметь справляться с проблемой недостатка воспитания у ребенка. Он говорил: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Школа должна руководить семьей».


5. Любовь не должна быть слепа. Макаренко разделял воспитание и образование. Если к вопросам дисциплины он был строг, то на успеваемость реагировал спокойно: не нужно требовать отличных успехов от тех, кому учеба дается трудно.


«Здравый смысл — это такая обыкновенная штука, которая есть у каждого человека, а у родителей начинает почему-то исчезать», — говорил Макаренко. Он удивлялся тому, как у успешных руководителей, людей с высшим образованием получается со всеми поддерживать нормальные отношения, кроме собственного сына, почему они не могут разобраться в простых вещах. «Оказывается, единственная причина — любовь к собственному ребенку».


6. Детей нужно хвалить, но не подкупать. Антон Семенович был против поощрения детей шоколадкой или деньгами за хорошие поступки: «В семье одно премирование должно быть, сказать: «Ты поступил правильно…». Как это просто — подкупить ребенка: сделаешь это — получишь премию. Это небольшая опасность, но это приучает к бухгалтерии, расчету. До одиннадцати лет эти «бухгалтеры» себя не проявляют, а когда им будет 18-20 лет, вы увидите неприятные последствия», — предостерегал Макаренко и советовал родителям пореже хвалить детей, чтобы слова с похвалой действовала сильнее.


7. Счастливые дети — у счастливых родителей. Счастье, по мнению Макаренко, не в материальном достатке и богатстве, а в духовном единении, силы в душе, в честности, «уверенности, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна».


8. Воспитывать заботу о родителях. Многие мамы живут по принципу «Все лучшее — детям». Так из детей получаются инфантильные эгоисты.


«Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям».


«Если у вас есть лишние деньги, и вы думаете, кому купить платье — матери или дочери, так я говорю — только матери. Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать», — считал Макаренко.


9. Деньги — для удобства, а не для поклонения им. Макаренко относился к любому проявлению потребительства и корыстолюбия негативно: «Деньги! Изо всех изобретений человечества это изобретение ближе всех стояло к дьяволу. Ни в чем другом не было такого простора для приложения подлости и обмана…».



И учил воспитанников обращаться с деньгами так, чтобы они приносили удобство, но не требовали «никаких моральных напряжений».


10. Любовь к порядку и чистоте. В семье, где поддерживается любовь к порядку и чистоте, не могут расти плохие дети — был уверен Макаренко. «Как же вы можете воспитывать ребенка, если не способны организовать десяток неодушевленных предметов в вашей квартире?».



«Педагогическая поэма» А. С. Макаренко переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. В Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями. 



По материалам открытых источников



Фото с сайта bel.cultreg.ru ethnomir.ru


03.04.2024 14:02 Советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко признан одним из четырех учителей, определивших образ педагогического мышления в XX веке по версии ЮНЕСКО (вместе с ними статус получили Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори). С 17 лет Макаренко работал с детьми, причем большую часть жизни с самыми сложными. Ему поручили создать «колонию для дефективных», куда свозили бродяг и малолетних преступников. Потом он организовал трудовые коммуны, которые не только справлялись с задачей приюта для детей, но и перевоспитывали трудных подростков. Одним из способов перевоспитания в таких местах было привлечение к коллективному труду. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» — эту фразу часто повторял талантливый педагог и писатель. Опытом он делился и с коллегами, и родителями, и с читателями. Его главные книги по воспитанию — «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». Антон Макаренко подробно объяснял, как нужно растить ребенка и формировать его личность. Вот несколько его правил. 1. Ребенок должен трудиться. «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему», — говорил Макаренко. «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого». В его коммуне воспитанники — помимо уроков — каждый день по 4 часа работали на заводе, потом делали генеральную уборку всего здания. И успевали заниматься спортом, посещать кружки и проводить собрания коллектива. «Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы». 2. Воспитывать нужно через коллектив. «Иначе как ребенок научится жить в социуме?» — спрашивал Макаренко. В коллективе обязательно должны быть командный дух, общие цель, обязанности, дисциплина. По такому принципу были организованы школа, класс, отряд, действовали пионерская и комсомольская организации. В коллективе использовался метод самоуправления, и каждый ребенок получал опыт руководства и учился брать ответственность на себя. Семья — это тоже коллектив. Педагог симпатизировал многодетным семьям, и видел проблему в «системе единственного ребенка, наилучшей среды для развития эгоизма». 3. Родители — пример во всем. «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение», — часто повторял Антон Макаренко. Родителям нетрудно заставить ребенка подчиняться своей воле, труднее заслужить уважение. «В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение». «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». 4. Школа должна воспитывать. Макаренко считал, что учитель должен уметь справляться с проблемой недостатка воспитания у ребенка. Он говорил: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Школа должна руководить семьей». 5. Любовь не должна быть слепа. Макаренко разделял воспитание и образование. Если к вопросам дисциплины он был строг, то на успеваемость реагировал спокойно: не нужно требовать отличных успехов от тех, кому учеба дается трудно. «Здравый смысл — это такая обыкновенная штука, которая есть у каждого человека, а у родителей начинает почему-то исчезать», — говорил Макаренко. Он удивлялся тому, как у успешных руководителей, людей с высшим образованием получается со всеми поддерживать нормальные отношения, кроме собственного сына, почему они не могут разобраться в простых вещах. «Оказывается, единственная причина — любовь к собственному ребенку». 6. Детей нужно хвалить, но не подкупать. Антон Семенович был против поощрения детей шоколадкой или деньгами за хорошие поступки: «В семье одно премирование должно быть, сказать: «Ты поступил правильно…». Как это просто — подкупить ребенка: сделаешь это — получишь премию. Это небольшая опасность, но это приучает к бухгалтерии, расчету. До одиннадцати лет эти «бухгалтеры» себя не проявляют, а когда им будет 18-20 лет, вы увидите неприятные последствия», — предостерегал Макаренко и советовал родителям пореже хвалить детей, чтобы слова с похвалой действовала сильнее. 7. Счастливые дети — у счастливых родителей. Счастье, по мнению Макаренко, не в материальном достатке и богатстве, а в духовном единении, силы в душе, в честности, «уверенности, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна». 8. Воспитывать заботу о родителях. Многие мамы живут по принципу «Все лучшее — детям». Так из детей получаются инфантильные эгоисты. «Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям». «Если у вас есть лишние деньги, и вы думаете, кому купить платье — матери или дочери, так я говорю — только матери. Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать», — считал Макаренко. 9. Деньги — для удобства, а не для поклонения им. Макаренко относился к любому проявлению потребительства и корыстолюбия негативно: «Деньги! Изо всех изобретений человечества это изобретение ближе всех стояло к дьяволу. Ни в чем другом не было такого простора для приложения подлости и обмана…». И учил воспитанников обращаться с деньгами так, чтобы они приносили удобство, но не требовали «никаких моральных напряжений». 10. Любовь к порядку и чистоте. В семье, где поддерживается любовь к порядку и чистоте, не могут расти плохие дети — был уверен Макаренко. «Как же вы можете воспитывать ребенка, если не способны организовать десяток неодушевленных предметов в вашей квартире?». «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. В Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями. По материалам открытых источников Фото с сайта bel.cultreg.ru ethnomir.ru


Похожие новости